Взятая сама по себе, без учёта исторического и идейного контекста, Нагорная проповедь порой вызывала превратное понимание
отдельных своих положений, наиболее известными проявлениями чего явились учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием ?
Великий русский писатель, решивший попробовать себя в роли религиозного реформатора-моралиста,
неправомерно интерпретировал наставление Иисуса о том,
что Его последователю не следует отвечать на лично нанесённое ему оскорбление (Мф 5:38-39; также Лк 6:27-29),
как призыв к непротивлению всякому общественному злу.
Однако упоминание в контексте данного наставления заповеди Моисеева Закона об эквивалентном возмездии за преступление,
связанное с нанесением увечья или убийством (Исх 21:24, Лев 24:20 и Втор 19:21 в Мф 5:38), свидетельствует как раз об обратном.