Сильнейшими противниками Петра Великого в его политике европеизации были церковь и православная вера. Поэтому изучение акций Петра, направленных против церкви, дает хорошую картину его реформ в более широкой перспективе. Оно показывает также две стороны личности российского монарха: умного и хитрого политика-реалиста, а вместе с тем загадочного и даже деспотичного правителя. Борьба с церковью означала как борьбу с соперничавшей властной структурой, так и с наследием византийской культуры, которое было столь тесно связано с этой церковью.
Петр считал, что церковь должна была именно приносить пользу государству и ни в коем случае не иметь, как католическая, каких-то собственных претензий на власть. J
В конечном счете Петр заимствовал образец для своей церковной реформы у шведской модели (точно так же, как и для реформы государственного управления) , то есть церковь должна была целиком подчиниться светской власти.
В 1718 г. Петр I, учреждая коллегиальную форму управления для различных областей государственной жизни, решил создать для высшего управления церковной жизнью Духовную Коллегию. По его поручению епископ Псковский (впоследствии архиепископ Новгородский) Феофан (Прокопович; 1681—1736) написал «Духовный регламент» , в котором были указаны мотивы замены Патриаршего управления Русской Церковью коллегиальным, права и обязанности Духовной Коллегии и ее состав.