II-VI главы романа можно озаглавить "Визиты петербургских приятелей" .
Эти главы в некотором роде контрастно полемизируют с "лежанием
Обломова.
Все его приятели приходят к нему из внешнего мира, оттуда, где покой
нарушен, где бесконечная беготня и суета.
Они рассказывают о своей жизни, о новостях, зовут Обломова на
первомайские гулянья в Екатерингоф. Тот отнекивается, ссылаясь
то на дождь, то на ветер, то на дела.
Так появляется проблема "Обломов и другой" .
Каждый из них - это "другой" , не такой, как Обломов, и каждый "другой"
символизирует какую-либо форму человеческой деятельности.
К Обломову автор относится совсем не так, как к другим героям
романа - гостям Обломова. Волков, Судьбинский, Алексеев,
Пенкин, Тарантьев-все эти дешевые господа-яркие представители
местного светского общества, "с чинами и званиями" .
Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя.
Волков-светский франт. Каждый его день состоит из несончаемых визитов
и всевозможных развлечений. Такая жизнь кажется Обломову пустой и
ничтожной. Обломов предпочитает оставаться дома, но не"раздроблять"
и "не рассыпать"свою жизнь в светской суете.
Судьбинский-преуспевающий чиновник. Вот, что Оломов думает о нем:
"Увяз, любезный друг, по уши увяз.... И проживёт свой век, и не
пошевелится в нём многое-многое... Несчастный".
Бездуховная жизнь чиновника, по мнению Обломова,
также убивает человеческую душу, как и пустая светская жизнь.
Пенкин-модный литератор, представитель обличительной, но
поверхностной литературы.
Алексеев - человек, потерявший свое лицо в суетной жизни.
После трех лиц ("светского льва" , чиновника, писателя) , имевших
хоть какую- нибудь индивидуальную черту, Алексеев не имел
своего лица.
Для окончательной характеристики Алексеева автор использует мнение
слуги Захара: "Он долго думал, долго ловил какую-нибудь угловатую
черту, за которую можно было бы зацепиться, в наружности, в
манерах или в характере этого лица, наконец, махнув рукой,
выражался так: "А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения! "
Появлением такого обезличенного типа автор подводит итог
под наблюдением за социальными типами.
И прав Обломов, когда восклицает: "А где же здесь человек?
- Человека-то нет!"
Мухояров Иван Матвеевич-
брат Агафьи Пшеницыной, персонаж малоприметный,
но являющийся важной пружиной в сюжете романа.
Мухояров живет бедно, одевается небрежно и плохо, обладая
достаточными средствами, -в этом сказывается определенная
философия: чтобы никто не мог заподозрить его во взяточничестве.
Зато он не отказывает себе в роскоши стола, справедливо
полагая, что никто не увидит, что у него в желудке, а значит,
и не сможет узнать о его средствах.
Жизнь потайная, не на виду, -это идеал и способ существования
Мухоярова, а потому так глубоко прячет он всегда свои интриги.
И когда Обломов признается, что ничего не смыслит в
барщине и оброке, не знает, богат он или беден, -опытный
Мухояров мгновенно понимает, что можно наложить лапу на все
хозяйство Ильи Ильича. И рекомендует ему нового управляющего
имением, Исая Фомича Затертого- прожженного мерзавца,
несколько десятилетий упражняющегося в разорении помещиков
под видом благодетельствования.
В отношении к Обломову Тарантьев проявляет крайнюю
непорядочность и подлость.
Ему важно с помощью доверенных лиц прибрать к рукам
Обломовку, получая проценты с доходов Ильи Ильича.
По мере знакомства с гостями Обломова, понимаешь, что,
возможно, главный герой прав в своем отношении к ним.
Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся
противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности,
в то время как на самом деле не делают ничего.
Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «свое человеческое достоинство и свой покой» . Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки. Вторая и третья части романа — это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России. В отличие от Обломова Штольц — это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская) . Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова.