Чем дело Божье отличается от дел человеческих, в каких случаях дело Божье и дело человеческое совпадают, а в каких - не совпадают? Как мы должны догадаться, что выполняем Его волю, и как отличить то, что мы делаем, исполняя Его волю, от того, что мы делаем по своей воле, и может ли совпадать воля человека с Божественной волей, или же исполнение Божественной воли всегда есть что-то нечеловеческое, не укладывающееся в быт и земные цели существования? Например, сегодня я подумывал съесть пару блинов, но решил не есть, потому что не чувствовал сильного голода. Выполнил ли я при этом Божью волю, воспротивившись греху чревоугодия, или же выполнил только свою? Позавчера я отдал, выйдя из супермаркета, мелкую сдачу нищему. Я выполнил Его волю, или же я просто избавился от мелких монет в кармане? Неделю назад я записался на курсы медбратьев, чтобы работать волонтером в раковом корпусе. Я считаю, что чистая совесть помогает преодолению вредных привычек. Это мой способ списывать грехи, многие из которых мною уже забыты, как неоплаченные за прошлый год налоги, а пеня идет, так что лучше закрыть все большим благодеянием, подумалось мне. Я выполнил свою волю, облегчив себе отказ от курения, или волю Бога?
Верующий Константин ответил, что Бог сам подскажет, но следует стараться больше делать для других и меньше для себя. Я ждал час - Бог не подсказал. Я человек туповатый, мне нужно не абстрактно, мне конкретно нужно: что делать, чтобы угодить Богу? Допустим, я взял метлу и подмел общий двор вместо дворника. Я сделал Божье дело, дело дворника или же я сделал дело своё? Является ли примесь личного интереса признаком того, что дело, сделанное мной, не относится к категории выполнения Божественного заказа? Или, если я подмету двор соседний, на который больше ногой не ступлю – это божье дело, а если только свой – то примесь эгоизма испортит Божье дело, как ложка дегтя портит бочку меда? Не могу понять.
Дальше. Представим себе, что меня застали за уборкой двора. Спрашивают: что ты делаешь? Я должен ответить: делаю божье дело, правильно? Но если я так отвечу, то меня сочтут либо опасным сумасшедшим, либо безопасным, но все равно сумасшедшим. Я к тому, что любое доброе дело, сделанное без зарплаты или иной выгоды, немедленно повышает моральные планки. Либо такое дело надо считать нормальным, и ТОГДА ВСЕ ДОЛЖНЫ ПОСТУПАТЬ ИМЕННО ТАК, либо это ненормальное дело, и тогда деятель – опасный псих, пытающийся стяжать себе обид побольше, чтобы оправдать свою агрессию против народа.
Допустим, некий божий человек помыл полы на площадке, а некий безбожник сплюнул туда окурок. Если бы божий человек не делал никакого добра, не было бы никакого и зла. Был бы просто заплеванный пол, что, возможно, и лучше, чем наличие нового злодея в мировом реестре зла. Любое доброе дело, в сущности, вызов миру, который до момента совершенного добра даже не подозревал, насколько погряз во зле. Любое доброе дело повышает моральную планку общей ответственности, и делает мир менее удобным. Добро - это способ умаления свободы. Добро навязчиво загромождает мир, добро дает творцу добра право на агрессию, поскольку всякое добро дает мифологическое право на победу над злом. Добро – это форма агрессии? ! Добро - это зло, обращенное на зло?
Или вот пример. Спускаемся с соседкой в лифте. Я: "Здравствуйте". Она молчит. Она злая? Да. Но если бы я не был вежлив, и не сказал бы рокового "Здравствуйте", она не оказалась бы злой. Мир - морально нулевое место, и добро одного возникает здесь с обязательным следствием зла кого-то другого. Идеал - это форма агрессии. Но агрессия не может быть идеалом.
И вот, когда идеалы доказали свою скрытую злобность, понадобились не агрессивные идеалы, а где ж их взращивать, если сам мозг у человека имеет форму кулака, как по величине, так и по функции? Воину вручили арфу. Этим воюй! Этим отстаивай идеалы! Воин опозорен. Врагам воина смешно.
*******************************************************************************