Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.
Литургический год начинается с Адвента (от лат. adventus — пришествие), периода предрождественского Поста. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.
Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это День святой Варвары — покровительницы ремесленников (4 декабря), День святого Николая (6 декабря) известен своим «детским» акцентом — дети ждут подарков, по традиции «приносимых» святым Николаем.
Икона Девы Марии (Фото: Bogdan VASILESCU, Shutterstock)
8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников — День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Этот праздник был официально закреплен догматом папы Пия IX в 1954 году. Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.
Рождество — один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днем.
Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.
Сцена рождения Христа. Все действующие лица выполнены из дерева и раскрашены вручную. (Фото: Alexander Hoffmann, Shutterstock)
Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.
Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки.
Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в IV веке. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на все «Рождественское двенадцатидневье». В этом цикле выделяются отдельные дни — 28 декабря — Память Невинных Младенцев — день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря — день святого Сильвестра, 1 января — День Нового года. Этот день посвящен Деве Марии.
В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают Днем Богоявления (Эпифании), или «трех королей» — 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношен