Феофан Грек образцами не пользовался, так как мог себе это позволить, будучи, во первых иностранцем (а к ним на Руси всегда отношение было особое) , во вторых, как бы это сказать, первоисточником, прибывшим из Византии, оттуда откуда в Россию пришла иконопись.
Был уже сложившимся, опытным мастером, не был монахом (первым Русским светским иконописцем стал Дионисий, родившийся спустя 30 лет после смерти Феофана) .
Мог написать и гладенько и широкими мазками.
Кстати, беспрекословно образцам не следовал и современник Феофана Рублев, его, к примеру "Троица", так и называется "Рублевская Троица" совершенно новый тип иконы, которого в византийских образцах (Троица Новозаветная) небыло.
Нет Сары, Авраама, и жертвенного ягненка, другая композиция.