пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня… "
(И. Шмелев "Лето Господне")
Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный, привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи.
А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Дом, даже если это скромная квартира, был бы
не четырьмя стенами, а прибежищем души.
Не пощадили "вихри враждебные" Дом М. А. Булгакова.
Безвозвратно утрачен с событиями революции для него дом, такой ухоженный, надёжный и любимый, каким он был в детстве.
Булгаков понимал, что разрушение Дома, быта, норм и привычек отдельной личности неизбежно ведёт к общему разрушению жизни, поэтому мотивами дома пронизаны практически все его произведения.
"...Много лет… в доме №13 по Алексеевскому спуску изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром площади «Саардамский плотник» , часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях…
…Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата… потёртые ковры, пёстрые и малиновые… что мерещилось маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой… всё это мать в самое трудное время оставила детям.
Прообразом Турбинского дома был дом Булгаковых на Андреевском спуске
в Киеве, в котором жила большая и дружная профессорская семья.
Дом юности у Булгакова населён дорогими людьми, на стенах дома портреты предков, а предметы домашнего уюта - не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это шоколадный, волшебный, сказочный, поэтичный дом, где можно общаться, размышлять, читать любимые книги, слушать музыку. "
