А. Блок начинал свой творческий путь как поэт символист, стараясь хотя бы в своей поэзии достичь мечты, идеала Вечной Женственности, который, по его мнению, сумел бы преобразить и окружающий мир. Но постепенно он зашел в тупик и обратился к миру земному, него творчестве появились черты реализма. И тут поэта подхватила революция, чью "музыку" он давно слышал своим чутким сердцем, ненавидя мещанский, буржуазный мир, но не зная, как с ним бороться, как изменить. Именно разрушение этого старого, но уже отжившего свое, больного мира ярко отобразил А. Блок в своей поэме "Двенадцать".
Поэт не стремился выразить свое отношение к революции, его задачей было максимально объективно показать эту переломную эпоху. Ненавистный поэту старый мир представлен в виде нищего, паршивого, голодного пса, сопровождающего бойцов революции и не желающего отставать. Он так упорно плетется сзади, что мы понимаем: дело в самих участниках революции, которые еще пропитаны старыми принципами и привычками-"новые" люди рождаются постепенно, в результате мучительных противоречий, замены отживших установок более совершенными.
Представители старого мира - буржуи, долгополые "товарищи попы", дамы в каракуле, писатели-витии - не могут ничего предпринять против натиска новых революционных сил, они лишь причитают или злословят: "Ох, большевики загонят в гроб! ", "Предатели! ", "Погибла Россия! ", "Уж мы плакали, плакали... "
А кто же они - бойцы и участники революции?
А. Блок не идеализирует их, не выставляет в лучшем, чем они есть, свете:
В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
"Бубновый туз"-это знак каторжника, разбойника. Так вот каковы эти защитники Революции!
Перед нами-образы разрушителей, пусть даже и старого мира. Они еще не знают, что у них впереди. Над ними "черное, черное небо, перед ними - непроглядная тьма, в сердцах только:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.. .
Черная злоба, святая злоба.. .
Эти люди восстали против отжившего, больного, мертвого, но вместе с тем они готовы стрелять и по бывшему когда-то для них самих дорогим, святым:
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.. .
В стихийном движении вперед они сметают на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца:
- Ишь, стервец, завел шарманку.
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
-Поддержи свою осанку! -
Над собой держи контроль!
- Не такое нынче время,
Чтобы нянъчиться с тобой!
Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятия этого стихийно рождаюпегося из хаоса, нового мира.
Не поэтому ли в заключении впереди двенадцати появляется Иисус Христос - символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют "пулей в Святую Русь".
И опять появляется символ старого мира - шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.