Для Чайковского образ Ленского не менее лиричен, чем образ Татьяны. Музыка утверждает близость этих образов друг другу: партии этих героев пронизывают очень сходные интонации. Четвёртая картина – бал в доме Лариных. Кульминация картины – ссора Ленского и Онегина. А пятая картина целиком посвящена Ленскому. Арии героя рисуют образ ранимого, взволнованного человеческой подлостью молодого поэта.
Ария Ленского «Куда, куда вы удалились? »
В опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Ленского переосмыслен прежде всего музыкально — с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху» . Особенная проникновенность партии Ленского порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Ленского — совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Ленского. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела» . В образе Ленского на русской оперной сцене Л. В. Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С. Я. Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства.
Характеристики героев / Пушкин А. С. / Евгений Онегин / Ленский