Тема странничества может быть рассмотрена на примере творчества Николая Гумилева - поэта, путешественника и воина. События и факты биографии Гумилёва живо свидетельствуют о редком его мужестве и жажде познания мира. Окончив гимназию, он поехал в Париж для изучения французской литературы, но скоро покинул Сорбонну, отправившись, несмотря на запрет отца, в Африку. Мечта увидеть загадочные, нецивилизованные земли завладела поэтом. В первую поездку Гумилёв посетил лишь города: Стамбул, Измир, Порт-Саид, Каир. Но пережитое оставило в душе неизгладимый след. На этой таинственной для европейца земле он перенес много лишений и добровольных рискованных, иногда смертельных испытаний, а в результате привез ценные материалы для Петербургского Музея этнографии. В первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, где не счел нужным оберегать себя, и участвовал в самых трудных маневрах.
Все это отразилось в творчестве великого поэта. Уже в ранних стихах присутствует образ странника, проходящий через все творчество будущего поэта. . Герой Гумилёва предстает как странствующий рыцарь, как гордый и неуязвимый, бесстрашный покоритель неизведанных стран. Сам Н. Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий. До конца дней он сохранил верность этой теме, и она при всем многообразии тематики и философской глубине поэзии позднего Гумилева бросает совершенно особый романтический отсвет на его творчество.
См. - Сборники "Путь конквистадоров", Капитаны"