Экспозиция - время для прохождения количества света, необходимого для достаточного уровня засветки фотоматериала (снятия нормального уровня электрического сигнала с матрицы)
Экспопара - согласованная пара выбранной диафрагмы (для формирования Глубины Резко Изображаемого Пространства - ГРИП) и выдержки, необходимой для достаточного уровня засветки фотоматериала (снятия нормального уровня электрического сигнала с матрицы) . Как видите - нужно сначала определиться с диафрагмой, а потом с выдержкой, а не наоборот.
Экспотройка (название не верное, но о нём тоже надо рассказать) - Диафрагма, для формирования ГРИП, выдержка, для достаточного экспонирования ПРИ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ фотоматерияла или усилении сигнала с матрицы.
Это основа.
Сначала Вы решаете
1 - на какой чувствительности матрицы Вам необходимо работать
2 - какую диафрагму Вам необходимо установить для правильного построения сюжета фото по ГРИП
3 - определяете экспозицию по первым двум условиям.
Замер экспозиции может быть произведён
1 - по освещённости (падающий на модель свет)
2 - по яркости (отражённый от модели свет)
Вы спрашиваете о замере экспозиции по яркости (отраженного света)
Если разница градаций яркостей не велика (летний пейзаж, правильно одетая модель с правильно подобранным фоном) то замер экспозиции можно производить по всему полю кадра. Со всех датчиков по всему полю снимаются сигналы и усредняются.
Чаще получается, что снимать приходится какой-то усреднённый, по яркостям, объект на фоне чего-то, довольно отличном от средних (или не очень средних) тонов основного объекта. Тогда применяется центрально взвешенный замер. Учитываются сигналы с датчиков в центре кадра и усредняются. Очень удобно использовать фиксацию экспозамера полунажатием кнопки, а потом кадрировать. Что позволяет делать замер в определённом месте, не зависимо от расположения объекта в кадре.
И, наконец, точечный замер. Учитывается показание одного датчика. Это может быть датчик в центре или любой, заданный Вами датчик (если это позволяет аппарат) . Во времена плёнки, чтобы не подходить к снимаемому объекту с экспонометром и, находясь со снимаемым объектом в одинаковых условиях освещения, я подносил к экспонометру тыльную сторону кисти. Таким образом точечно замерял экспозицию на коже человека. В салоне часто замерял яркость на коже лица модели и на одежде, решая как (в каком процентном отношении) усреднять. В современных студиях пользуются флэшметрами, замеряя освещенность объекта от каждым светильником и решают какую экспозицию ставить. Обычно ставят по наиболее мощному свету. Остальные должны давать градации яркостей объекта.
Рад был помочь.
P.S. Забыл сказать, что с таблицей отражающей способности разных объектов и материалов можно ознакомиться в Справочниек по фотографии, (фотосъёмка) . Автор Д. С. Гурлёв. стр. 12 - 13. Далее идут иобъекты съёмок с различным интервалом яркостей.
Вообще - увлекательное чтиво.