Ж. Ануй «Жаворонок» (пьеса)
«…Кошон. Вы же видите, мессир Фискал, ваши вопросы вызывают только смех. Потрудитесь пока не вмешиваться. Иначе мы никогда не перейдем к сути дела. А главное, не забывайте, что в этой истории, даже если мы судим Жанну - особенно если мы ее судим, - мы ответственны за душу, живущую в этом хрупком дерзком теле. . Подумайте же, какое смятение можете вы внести в эту юную
головку, внушив ей, что добро и зло - всего лишь вопрос одежды. Наших святых обычно принято изображать в одеждах, тут я с вами согласен. Но. .
Жанна (бросает Фискалу) . А наш спаситель на кресте совсем голый!
Кошон (поворачивается к ней) . Я только что хотел сказать то же
самое, что сказала ты, Жанна, прервав меня. Но не тебе поправлять нашего высокочтимого каноника. Не забывай, кто ты и кто мы. Мы твои пастыри, твои учителя и твои судьи. Остерегись же своей гордыни, Жанна; если в один прекрасный день демон попытается завладеть тобой, он как раз гордыней и воспользуется.
Жанна (тихо) . Я знаю, что я гордая. . Но я ведь Дева господня. И
если бы ему не нравилось, что я гордая, разве он посылал бы мне своего архангела в сверкающих одеждах и своих святых угодниц, облаченных светом?
Почему же тогда он обещал, что я сумею убедить всех людей, и ведь я их убедила, таких же ученых, таких же умных, как вы. Почему я получила в дар от моего короля белые доспехи, верный меч, почему вела этих отважных воинов на поле брани среди картечи и скакала, не дрогнув, на своем коне? Пусть он оставил бы меня пасти овечек и сидеть за прялкой рядом с матерью, тогда я не стала бы гордой. .
Кошон. Взвешивай свои слова, Жанна, взвешивай каждую свою мысль! Теперь ты уже обвиняешь своего господа!
Жанна (осеняет себя крестным знамением) . Упаси боже! Я только
говорю, что воля его свершилась, пусть даже он пожелал послать мне гордыню и осудить меня на вечные муки. Ведь это тоже его право.
Фискал (не в силах сдержаться) . Чудовищно! Все, что она говорит,
чудовищно! Как может господь пожелать, чтобы душа была осуждена на вечные муки?
И как вы можете без дрожи слушать ее слова, мессир? В этих словах я прозреваю зародыш страшной ереси, которая рано или поздно станет
раздирать нашу церковь. . "
Спектакль Молодёжного театра на Фонтанке, Санкт-Петербург.
Из интервью с главным режиссёром Молодежного театра на Фонтанке С. Я. Спиваком:
"Пьеса Жана Ануя причислялась к разряду "Интеллектуальной драмы". История постановки этой пьесы - история политическая и идеологическая, о жестокости и кривлянье власти, а я всегда считал, что театр - территория души, а не политики.
Поэтому я не любил эту пьесу. Даже не знаю, когда случился перелом, не помню. Наверное,
когда второй режиссер Андрей Дежонов, пришёл с идеей постановки и его поддержала Наталья Дмитриева игравшая, в Ленкомовском спектакле Опоркова роль Жанны. Они пришли поздно вечером с текстом. Я ещё раз внимательно вчитался, и работа пошла: пьеса из отталкивающей стала постепенно любимой, потом самой дорогой, самой зовущей и тянущей. Оказалось, что она абсолютно человеческая, и обращена - хотя написана полвека назад - непосредственно к тем молодым людям, которые ежевечерне заполняют наш зал. Этот спектакль о тех, в ком горит огонь творчества, а в любом молодом человеке он горит особенно ярко".