Валентина
Валентина

Тем кто смыслит в хорошем звуке и в ламповых унч. Что вы можете сказать о данной конструкции?

Высококачественный однотактный усилитель мощности А. И. Манакова

Автор
схемы этого усилителя А. И. Манаков занимается конструированием
высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему
мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное
звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я
лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.
Схема усилителя в варианте с
автосмещением выходной лампы приведена на рис. 1. Входной сигнал после
регулятора громкости подается на управляющую сетку двойного триода 6Н2П.
Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее
сопротивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности этого я
вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой
радиотехнической литературе.

Рис. 1. Принципиальная схема высококачественного лампового усилителя
Основной
особенностью включения лампы предварительного каскада является
параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона
лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы,
что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение
сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом
достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного
каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор емкостью 470 мкФ,
шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи,
уменьшающей усиление первого каскада. Конденсатор
емкостью 0,22 мкФ является разделительным и от его качества очень сильно
зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78, при
желании получить более “теплое” звучание -К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не
рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за
их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного
трансформатора ТВ31-9 емкость этого конденсатора следует уменьшить до
0,047…0,068 мкФ. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней
простоте – конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора
входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.
Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно.
После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П, 6П18П, 6П43П было
отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется
правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о
высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу – и вы будете
вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и
его оттенками. .
Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового
телевизора, перебранный и “сваренный” в парафине заново, заменив бумагу в
зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE
московской фирмы “Аудиоинструмент” Принципиальная схема лампового усилителя с фиксированным смещениемРис. 3. Принципиальная схема лампового усилителя с фиксированным смещением
Принципиальная схема блока питания лампового усилителя
Рис. 4. Принципиальная схема блока питания лампового усилителя
Рвых = 2,5 Вт при КНИ = 2…3% на частоте 1000 Гц. При Рвых = 2,2 Вт КНИ = 0,8…1%.
При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон с 35…40 Гц до 18…19 кГц
при неравномерности 1,5…2,0 дБ (зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9).
При использовании TW6SE фирмы “Аудиоинструмент” диапазон частот еще
шире. Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность – в
комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ 2…3 Вт вполне
достаточно.

Елена Андреева
Елена Андреева

рекламы много а звучание-так себе-средненькое

СВ
Светлана Волобуева

Банальная схемотехника 50-60х годов. К тому времени, впрочем, в таких схемах уже использовали автосмещение в выходном каскаде, и не городили огород из выпрямителей.

АП
Алексей Перелетов

Обыкновенная, классическая схема двухкаскадного однотактного усилителя. Разве что смещение от отдельного источника сделано. Несколько смущает электролит в катодной цепи первого каскада - он может портить звук. Небольшая местная ООС будет меньшим злом, чем электролит в сигнальной цепи.

Качество звучания, как у всех однотактников, в значительной мере определяется выходным трансформатором.

Про лампу 6П43П ничего сказать не могу, ни разу дела не имел. Слушал похожие аппараты на 6П14П, 6П3С, 6П6С, EL34.

P.S. Кстати. А почему накал-то 4,6 В? С расчётом на выпрямитель с фильтром и питание накала постоянным током? Почему он тогда не показан на схеме?

ВТ
Валерий Томилин

Этим люди занимались в прошлом веке, полупроводников не хватало.

СБ
Сергей Бар

Практически ничего не сделано для снижения фона 50 гц проникающий по цепям накала.

ВК
Владимир Коровин

затоо теплый ламповый звуууук

Анюта Казеннова
Анюта Казеннова

КНИ 2- 3% при 2,5 ватта? ..Я соберу на ТДА 7294, и на 25 ваттах, при КНИ 0,002 сделаю "теплый ламповый звук"

Похожие вопросы
Напряжение на входе в унч
Какие недостатки у данной конструкции?
ламповый звук или транзисторный выбрать?
ламповый звук, подскажите, какую акустику и сд плеер взять
любители лампового звука, покажите откуда вы берете аналоговый звук, который ну никогда не проходит транзистора?
Ламповый усилитель!!!
Совмещение УМЗЧ и УНЧ.
Подскажите с УНЧ - откуда они???
хорошие, добрые, со смыслом.. . -о чем можете так сказать?
Посоветуйте хорошие советские динамики для качественного лампового унч Манакова (2,5 Вт, 35-18000Гц).