Когда в Евангелии от Матфея 24:6,7 Иисус предсказывал, что будут войны, то разве о мировых войнах Он говорил? Содержат ли Его слова хоть какие-нибудь черты войн, которые не могло увидеть в войнах своего времени никакое другое поколение людей, живших до 1914 года?
Идея о том, что Матфея 24:7 указывает на Первую Мировую войну и последующие войны, покоится на выражении «Ибо восстанет народ на народ и царство на царство» . Из того, как звучат слова Иисуса, может показаться что Он имел в виду великую войну, войну, в которую втянуты многие нации и царства: Первую Мировую войну! Но нужно сказать, что в греческом оригинале слова «нация» (ethnos) и «царство» (basileia) стоят в единственном числе. Так, в переводе Anchor Bible (W.F. Allbright and C.S. Mann, Matthew, 1971) говорится: «Ибо один народ восстанет против другого и одно царство против другого» . (см также перевод Филлипса, пересмотренное изданое, 1972). Это несёт в себе мысль о войнах вообще, но не обязательно о „мировых” или даже просто о крупных войнах.
Это также подтверждается и тем фактом, что Иисус сформулировал Свой ответ, переняв выражения из подобных текстов Ветхого Завета, например из Исаии 19:2 и 2 Паралипоменон 15:6. Ни одно из этих мест конечно же не говорит о мировых войнах. А в первом из них даже говорится о войне внутри одной единственной нации, о гражданской войне:
Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством.
Есть еще один факт, указывающий на то, что Иисус не ограничивал значение выражения «народ на народ и царство на царство» исключительно мировыми войнами. Он состоит в том, что повествование Иисуса включало войны и мятежи в Римской империи, которые уже происходили и достигли своей кульминации в разрушении Иерусалима и храма в 70 году н. э. . Даже само Общество Сторожевой Башни соглашается с этим, но, однако же, отстаивает то, что войны и другие трудности, приведшие к разрушению Иерусалима в 70 году н. э. , являются пророческим прообразом бедствий, нахлынувших на мир после 1914 года. Поэтому Общество пытается изобразить период до 70 года н. э. как особо суровое и трудное время, наполненное войнами, мятежами, голодоморами и землетресениями.
Но правда состоит в том, что этот период был отмечен такими чертами не больше чем многие другие исторические периоды. Фактически, первое столетие н. э. было одним из самых мирных и безмятежных в истории! Оно было частью длительного периода, широко известного как Pax Romana или „Римский мир”, продлившегося с 29 г. до н. э. до 162 г. н. э. . «Период Pax Romana вероятно был самым бедным на события отрезком военной хроники» , – отмечают два военных историка Ернест Дюпуа и Тревор Дюпуа. Самое большое нарушение этого мира произошло по причине вышеупомянутых мятежей внутри Римской империи, которые в Иудее привели к разрушению Иерусалима и его храма в 70 г. н. э.
Итак, ни слова́ Иисуса, ни последующие события не содержат ничего указывающего на то, что утверждение Иисуса о грядущих войнах в Матфея 24:6, 7 относится исключительно к мировым войнам и крупным войнам, произошедшим после 1914 года. Любые виды происходивших в истории межгосударственных и гражданских войн соответствуют словам Иисуса, а их Иисус явно высказал как предостережение, чтобы научить Своих учеников не высматривать в таких бедствиях некий „признак” Его пришествия и кончины века. Давайте рассмотрим, какие, вопреки этому, впечатляющие заявления сделало Общество Сторожевой Башни для того, чтобы привлечь внимание к предполагаемой уникальной и великой перемене, якобы произошедшей в истории в 1914 году.