Первый дар - это страх Божий. Он означает безопасное начало пути вверх, мощную крепостную
стену, защищающую человека от ошибок, помех и ловушек. Этот дар
делает его похожим на животных, которые инстинктивно прячутся или бегут от тех,
кто хочет их поймать и уничтожить.
Подобно тому как Бог
снабдил инстинктом природу тварей, так и Дух Святой дарует своим эту ценнейшую
осторожность, дабы они избегали препятствий, которые могут не допустить их к
Нему или удалить от Него. Он оберегает людей от мира и от всех путей и навыков,
дел и трудов, которыми лишаются они своего внутреннего покоя, ведь в них -
обитель Божия. Пусть человек остерегается и избегает всего этого. Это - начало
мудрости.
Затем следует второй
дар. Это мягкая кротость, которая ведет человека к предуготовленности Богу.
Она забирает у него всякую робость и унылость, способствуя страху и
осторожности, направляет его снова вверх и приводит к божественной терпимости
во всех вещах - и внутренне, и внешне, - отнимает у него дурное настроение и
досаду, упрямство и горечь по отношению к себе и другим, делая его во всех
вещах ласковым к ближним, спокойным и благостным в своих мыслях, поведении и
образе жизни.