Лучший микрофон выбирают, исходя из задач. Какой вам нужен звук — моно или стерео. Узконаправленный или более "широкий". Размеры тоже не последнюю роль играют, особенно в полевых условиях.
Для стерео записи шумового фона (улица, природа, помещение) — идеальный микрофон Rode Stereo Video Mic Pro. Этот же микрофон остаётся непревзойдённым для записи из зала симфонической и оперной музыки. Годится и для рока, но нужно включать тумблером механический низкочастотный фильтр и понижать чувствительность. (Старая версия без "pro" даже лучше по звуку, хотя там меньше тумблеров) . Этот же микрофон годится для диалогов на близком расстоянии (примерно до трёх метров) .
Самый универсальный микрофон — монофонический Rode Video Mic Pro. Он для всего пригоден, очень хорошо записывает речь. Но я предпочитаю аналогичного назначения Sennhaiser MKE 400. Хотя звук его несколько "суше", как у всех Sennhaiser, это самый маленький качественный микрофон для видеокамер.
Из узконаправленных (так называемых "пушек"), Rode NTG 2. Этот микрофон, как и все вышеупомянутые, хорош тем, что не требует фантомного питания, поскольку далеко не все видеокамеры (и не один DSLR) фантомного питания не имеют. Все эти микрофоны работают от батареек.
Из радиомикрофонов-петличек лучше всего комплект Sennhaiser (несколько вариантов) . Для голоса на близком расстоянии хороши сценические микрофоны без питания классический 58-й Shure или Sennhaiser серии eVolution. Это довольно малочувствительные микрофоны, но для интервью (микрофон в руках) великолепный вариант — "гасятся" посторонние шумы.
Все эти микрофоны умеренной стоимости. Более дешёвые брать не имеет смысла — встроенный микрофон видеокамеры можно настроить не хуже. Микрофоны для видео из серьёзных фирм выпускает также Sony, но они значительно хуже австралийских Rode и немецких Sennhaiser.
По отзывам опытных людей в спецфорумах