Судьба Федора Ивановича Тютчева необычна:
Эта судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху реализма и все таки схоронившего верность заветом романтического искусства... .
Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, показана в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно для поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством; это не просто описание природы, а драматические эпизоды одного сплошного действия.
Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение "Осенний вечер". Стихотворение явно порождено конкретными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса.
Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - это не столько описание своеобразия осеннего вечера, сколько обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает движение мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством природы
Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья. Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, словно предчувствие бурь, проносится холодный ветер.
За видимыми явлениями природы незримо "хаос шевелится" - таинственная, непостижимая, прекрасная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает "божественность" ее красоты и боль ее "стыдливого страданья".
За год до написания "Осеннего вечера" Тютчевым был создан "Летний вечер". Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях
Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, что свойственно стихотворениям "Осенний вечер" и "Летний вечер". В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх - низ; свет - тьма; жизнь - смерть; покой - буря. Благодаря сравнению этих стихотворений нам удалось рассмотреть, как Тютчев прекрасно смог изобразить разные состояния природы и через них - изменчивость состояний человека.
Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить "кроткую улыбку увяданья" со "стыдливостью страданья"