Что отрицает Базаров?
На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: "Всё".
Базаров отрицает всё-самодержавие, крепостное право и религию.
всё то, что порождено "безобразным состоянием
общества": народную нищету, бесправие, темноту,
патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
Базаров- нигилист. Решительно и беспощадно отрицает он всё:
общественное устройство, пустословие, народолюбие,
а также искусство и любовь. Предметом его “поклонений”
является практическая польза.
Его философия бытия берёт своё начало из подобного отношения
к жизни и заключается в полном отрицании всех устоев общества,
всех верований, идеалов и норм человеческой жизни.
К природе Базаров подходит сугубо материалистически ("Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник").
Он не признаёт духовного начала ни в природе, ни в человеке.
К человеку он относится как к биологическому организму:
“Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой...
Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить
обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник
не станет заниматься каждою отдельною берёзой”.
Молодой нигилист Базаров отрицает все “романтические чувства”.
К любви он относится весьма холодно.
"Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской
любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того,
что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина",-
замечает он.
Для Базарова любовная драма означает унижение и
воспринимается как проявление позорной слабости.
Впрочем, нельзя представить героя аскетом.
Он был “великий охотник до женщин и до женской красоты,
но любовь в смысле идеальном,
или, как он выражался, романтическом, называл белибердой,
непростительной дурью... ”.
Базаров отрицает искусство ("Рафаэль гроша ломаного не стоит").
Базаров ни во что не верит, кроме практического опыта и научного
эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда
даже циничен.
Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер
и было свойственно революционным демократам 60-х годов.
Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу
"Отцов и детей" говоривший о Базарове: "Он честен, правдив и
демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом,
то надо читать: революционером".
Но слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен
не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель.
Его нигилизм наивен и максималистичен.
Может стоило сначала заглянуть в гугл?
«Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей», – пишет о Базарове в одном из писем к Случевскому 14 апреля 1862 года И. С. Тургенев.
Первоначально по замыслу автора Базаров – «…не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского) . Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает… Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесподобнейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… "
Продолжение в источнике.
Не поленитесь - прочитайте страничку с характеристикой личности, там более чем достаточно