ОЧ
Ольга Чёрная

как оценивает добролюбов роль образа Катерины в Русской литературе

П!
Просто !!! Душа !!!

Любую критическую статью вряд ли надо считать истиной в
последней инстанции.
Критическая работа, даже самая многосторонняя всё-таки-
односторонность.
Самый гениальный критик не может сказать о произведении
всего.
Но добролюбовская статья задаёт тенденцию в истолковании
"Грозы" и поныне, но и наше время в истолкование драмы
Островского вносит свои акценты.

Н. Добролюбов назвал город Калинов "тёмным царством",
а Катерину - "лучом света" в нём.
Катерина, по мнению Добролюбова-характер “созидающий,
любящий, идеальный”. Светлая личность. Яркое явление и в высшей
степени положительное. Личность, не желающая быть жертвой
“темного царства”,способная на поступок.
Всякое насилие возмущает её и ведет к протесту.
Критик видит в драме “Гроза” что-то “освежающее, ободряющее”.
(Обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства.
Характер Катерины веет новой жизнью, хотя открывается он в
самой ее гибели)

Островский был далек от мысли, что единственным выходом из
“темного царства” может быть только решительный протест.
“Лучом света” для Островского оставалось знание, образование.

Добролюбов же, как революционер-демократ, в период мощного
революционного подъема искал в литературе факты,
подтверждение, что народные массы не хотят и не могут
жить по-старому, что в них зреет протест против самодержавных
порядков, что они готовы подняться на решительную борьбу
за социальные преобразования.
Добролюбов был убежден, что читатели, ознакомившись с пьесой,
должны понять, что жить в “темном царстве” хуже смерти.
Ясно, что таким образом Добролюбов заострил многие моменты
пьесы Островского и сделал прямые революционные выводы.
Но это частично объяснялось временем написания статьи.

ВЗ
Валентин Зворыкин

Затем автор пишет о том, что «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что в „Грозе“ есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это „что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели» .

Далее Добролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперёд во всей нашей литературе» : «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных» . Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых» .

Автор подробно разбирает мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своем воображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине» . Но это будет не Тихон Кабанов, который «слишком забит для того, чтобы понять природу эмоций Катерины: „Не разберу я тебя, Катя, — говорит он ей, -то от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь“. Так обыкновенно испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей» .

Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: «в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее — она течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запружают ее — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения её естественных требований — для дальнейшего течения» .

Анализируя действия Катерины, автор пишет о том, что считает возможным побег Катерины и Бориса как наилучшее решение. Катерина готова бежать, но здесь выплывает ещё одна проблема — материальная зависимость Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же, в сущности, только образованный» .

В конце пьесы «нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в „тёмном царстве“ хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: „Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! “ Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

Похожие вопросы
как добролюбов говорит о своеобразии характера катерины
Почему Добролюбов считал, что характер Катерины
почему добролюбов назвал катерину лучом света
В чём Добролюбов видит драму Катерины в пьесе Островского "Гроза"? Как рассматривает её самоубийство?
Образ Катерины. Подскажите пожалуйста цитаты к образу Катерины
Подскажите пожалуйста что-нибудь по теме "Образ и тема книги в русской литературе"
Какие на ваш взгляд лучшие женские образы в русской литературе?
Образ ребенка в литературе ?
роль лишнего человека в русской литературе 19 века
Какова роль литературы русского зарубежья в русской литературе?