Главные тезисы статьи Гончарова “Мильон терзаний”.
______________________________________
1. “Горе от ума” появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их,
прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека
со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью,
переживёт и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.
2. …Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея
живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и
комедия, и скажем сами за себя- больше всего комедия -
какая едва ли найдется в других литературах.
Как картина, она, без сомнения, громадна.
3. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны
с игрой чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в
её поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца.
Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила
мотивом, поводом к раздражениям, к тому “мильону терзаний”,
под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему
Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения,
нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась
вся комедия.
4. Чацкий рвется к “свободной жизни”, “к занятиям” наукой и
искусством и требует “службы делу, а не лицам” и т. д.
На чьей стороне победа?
Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет,
по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию,
в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы.
5. “Мильон терзаний” и “горе! ”- вот что он пожал за все,
что успел посеять.
До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные
места врагов.
Фамусов ничего не находит, как только зажать уши против его логики,
и отстреливается общими местами старой морали.
Молчалин смолкает, княжны, графини — пятятся прочь от него,
обожженные крапивой его смеха, и прежний друг его,
Софья, которую одну он щадит, лукавит, скользит и наносит
ему главный удар втихомолку, объявив его, под рукой, вскользь,
сумасшедшим.
6. Много можно бы привести Чацких — являвшихся на очередной
смене эпох и поколений — в борьбах за идею, за дело, за правду,
за успех, за новый порядок, на всех ступенях, во всех слоях русской
жизни и труда-громких, великих дел и скромных кабинетных подвигов.
О многих из них хранится свежее предание, других мы видели и
знали, а иные еще продолжают борьбу.
Обратимся к литературе. Вспомним не повесть, не комедию,
не художественное явление, а возьмем одного из позднейших
бойцов с старым веком, например, Белинского.
Многие из нас знали его лично, а теперь знают его все.
Прислушайтесь к его горячим импровизациям — и в них звучат
те же мотивы - и тот же тон, как у грибоедовского Чацкого.
И так же он умер, уничтоженный “мильоном терзаний”, убитый
лихорадкой ожидания и не дождавшийся исполнения своих
грёз.
7. Если читатель согласится, что в комедии, как мы сказали,
движение горячо и непрерывно поддерживается от начала
до конца, то из этого само собою должно следовать,
что пьеса в высшей степени сценична.
Она такова и есть.
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать,
частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным
и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.
Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно
другая, и действие завязывается снова, частная комедия
разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.