Развитие в этот период получило дворянское (помещичье) землевладение: часть земель князья передавали своим слугам — дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV в. — времени образования Русского централизованного государства — практика раздачи условных владений военным слугам — дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную») . Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках. Собственность на землю в указанный период соединялись с политическими правами по отношению к феодально зависимому населению (на Руси набирает оборот процесс закрепощения земледельцев) и служебными (прежде всего военными) обязательствами по отношению к великому князю, от которого феодал получал землю. Такая система добровольно-принудительно устанавливала вассальную зависимость крупных феодалов от удельных князей, а удельных князей - от великого князя. Как фактор централизации помещичье землевладение играло существенную роль, выстраивая систему соподчинения, увязанную на великом князе - главном сюзерене.
Ещё одной формой землевладения, получившей развитие в период складывания единого Русского государства было церковное (монастырское) землевладение. Церковь и её служители являлись идеологической опорой центральной великокняжеской власти (ещё в 1328 году митрополит переехал на пмж из Киева в Москву) . Налоговая и вообще внутренняя свобода, обеспеченная церкви захватчиками, умело использовалась князьями для сохранения казны, как прикрытие для каких-то социально-экономических манёвров. Ну а в качестве "благодарности" церковь и её служители получали право почти свободного заполучения деревень и угодий в собственность, образуя класс духовных феодалов.