Ортега-и-Гассет назвал основными параметрами искусства XX в. дегуманизацию, отказ от изображения «живых форм» , превращение творчества в игру, тяготение к иронии вместо метафизики, отказ от трансцендентальности (т. е. отказ признавать существование чего-либо, лежащего за пределами нашего опыта) .
====
В XX веке идеи мыслителя прошлого столетия Ф. Ницше были резюмированы в элитарной эстетической концепции испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883 – 1955).
В 1925 г. в Европе выходит в свет самое известное его сочинение, получившее название «Дегуманизация искусства» , посвященное проблеме различия старого и нового искусства.
Основное отличие нового искусства от старого, по Ортеге-и-Гассету, заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того «…радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет философ, - есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения» . Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.
«Дегуманизация» – есть основа нового искусства XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса – тех, кто понимает и тех, кто не понимают его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство – это чисто художественное искусство» . «Элита – по Ортеге-и-Гассету – это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» .
Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник» . Новое искусство и должно содействовать тому, «… чтобы «лучшие» познавали самих себя, …учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством» .
Концепция дегуманизации искусства Х. Ортеги-и-Гассета
подробно