Бетховен. Шестая симфония («Пасторальная») .
Пасторальная симфония занимает особое место в его творчестве. Она программна, причем, единственная из девяти, имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части.
Частей этих не четыре, как давно утвердилось в симфоническом цикле, а пять, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом помещена драматическая картина грозы.
Первая часть названа композитором —
«Пробуждение радостных чувств во время пребывания в деревне» .
Вторая часть —
«Сцена у ручья» — проникнута теми же безмятежными чувствами.
Третья часть —
«Веселое времяпрепровождение крестьян» — наиболее жизнерадостна и беззаботна. В ней сочетаются лукавое простодушие крестьянских танцев, введенных в симфонию еще учителем Бетховена Гайдном, и острый юмор типично бетховенских скерцо.
Четвертая часть —
«Гроза. Буря» — начинается сразу, без перерыва. Она составляет резкий контраст всему предшествовавшему и является единственным драматическим эпизодом симфонии.
Финал —
«Пастушьи напевы. Радостные и благодарные чувства после бури» . Спокойный напев кларнета, которому отвечает валторна, напоминает перекличку пастушьих рожков на фоне волынок — им подражают выдержанные звуки альтов и виолончелей. Переклички инструментов постепенно замирают вдали — последней проводит мелодию валторна с сурдиной на фоне легких пассажей струнных. Так необычно завершается эта единственная в своем роде бетховенская симфония.
В 7 симфонии 4 части
Poco sostenuto. Vivace
Allegretto
Presto
Allegro con brio
Кто сказал, что в ней 5 частей?
Симфония № 7 ля мажор, op. 92
1. Poco sostenuto - Vivace
2. Allegretto
3. Presto
4. Allegro con brio