Классическая симфония, сложившаяся в последней четверти XVIII века, в том виде, как она представлена в творчестве венских классиков, обычно состоит из четырёх частей:
1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;
2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме;
3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;
4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты
Л. ван Бетховен расширил масштабы симфонии; в его сочинениях части теснее связаны тематически и цикл достигает большего единства; спокойный менуэт Бетховен заменил более эмоциональным скерцо
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сонатно-симфонический_цикл
Первоначально — небольшая
инструментальная пьеса, скерцо с начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр.
Бесчисленные скерцо демонстрируют
всевозможные оттенки музыкального юмора.
Скерцо более чем менуэт, отвечало драматическому замыслу симфоний Бетховена, всегда таящих в себе много свежего, неожиданного, ярко своеобразного, переход от трагедии к жизнерадостной атмосфере финала
http://www.beethoven.ru/node/574
http://www.belcanto.ru/s_beethoven_3.html
Потому что автор так задумал.