В чем философия человека с клинком в руках?
Добрый вечер. Передача «Культ Кино» канала «Дождь» вновь с вами.
Фридрих Вильгельм Ницше - философ «с молотом» в руках. Перейдем к делу, к философии, к искусству ( не будем отвлекаться на всякую ерунду, которую в обиходе претенциозно называют «философией») . Ницше, наверняка, самый знаменитый философ. Даже у тех, кто незнаком с текстами Ницше его имя вызывает истерию. К сожалению, его творчество неправильно понято массовой культурой и имеет в ней скандальную репутацию.
В последние годы творчества Ницше характеризует свой способ мыслить как «философствование молотом» . Для самого Ницше это слово весьма многозначно, и прежде всего оно означает тяжелые удары этим молотом, которые сокрушают.
Итак, очень кратко, о философии Ницше.
«Основное положение морали, христианской религии и определяемой Платоном философии звучит так: этот мир ни на что не годен, должен существовать «лучший» мир, который лучше этого, погрязшего в чувственности; над этим миром должен быть «истинный мир» , сверхчувственное. Чувственный мир — лишь кажущийся мир.
Таким образом, этот мир и эта жизнь, в сущности, отвергаются, и если им и говорят «да» , то лишь для того, чтобы потом, в конце концов, еще решительнее их отвергнуть. » (М. Хайдеггер) .
Ницше же говорит: тот «истинный мир» морали — мир вымышленный, истинное, сверхчувственное есть заблуждение. Чувственный мир, который, если следовать Платону, есть мир кажимости и заблуждения или само заблуждение, на самом деле мир истинный. Ницше запрешает удваивать мир.
Стихией искусства является чувственное: ощущаемое и кажущееся.
Следовательно, искусство утверждает как раз то, что отвергает признание якобы истинного мира.
«Искусство как единственное превозмогающее противодействие всякой воле к отрицанию жизни, как нечто антихристианское, антибуддистское, антинигилистическое par excellence». (Ф. Ницше)
Искусство, особенно в узком смысле этого слова, есть
принятие чувственного, кажущегося, того, что не есть «истинный мир» , или, как коротко говорит Ницше, не есть «истина» .
В искусстве решается вопрос о том, что есть истина, а для Ницше это всегда означает: что есть истинное, то есть подлинное сущее. С одной стороны, это соответствует необходимой связи между ведущим и основным вопросами
философии, а с другой, вопросу о том, что есть истина. Искусство есть воля к кажущемуся как чувственному. О такой воле Ницше говорит так: «Воля к кажимости, к иллюзии, к обману, к становлению и изменению глубже „метафизичнее“ воли к истине, к действительности, к бытию» .
Здесь имеются в виду истинное Платона, в себе сущее, идеи, сверхчувственное. Воля к чувственному и его богатству для Ницше, напротив, есть воля к тому, чего ищет «метафизика» . Следовательно, воля к чувственному метафизична. Эта метафизическая воля действительно содержится в искусстве.
Так как этот мир есть подлинно действительный и единственно истинный, Ницше, говоря о соотношении искусства и истины, может сказать, что «искусство более ценно, чем истина» (Ф. Ницше) .
«У нас есть искусство, дабы мы не погибли от истины» (Ф. Ницше).