Щедринские сказки поистине энциклопедичны.
В них отразилось все русское общество пореформенной поры,
все общественные и социальные силы России.
Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись:
обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”),
господствующего класса (“Дикий помещик”),
либерализма (“Премудрый пескарь”), а также проблема
народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил”).
Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна,
как и в баснях Крылова, где, по мысли Белинского,
нет зверей, а есть люди, -“и притом русские люди”.
Предметом сатиры Щедрина становились не отдельные,
зачастую случайные события и происшествия и не
частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства
сверху донизу, от сущности царского самодержавия
до бессловесного народа-раба, трагедия которого
заключалась в неспособности протестовать
против жестоких форм жизни.
Так, основная идея сказки “Медведь на воеводстве”
заключается в том, что причины народных бедствий
не только в злоупотреблении властью, но и в самом
характере самодержавной системы.
А это значит, что спасение народа - в свержении царизма.
В сказке "о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Салтыков-Щедрин создал маленькую пародию на общество.
Образы генералов и мужика противопоставлены,
но как неискоренима привычка ничего не делать и
пользоваться плодами чужого труда, так неискоренима
и привычка жить чужим умом и волей, подчиняться приказам,
выслушивать ругань, самому себе плести веревку-цепь
и веселиться на полученный за труды рубль в ближайшем кабаке.
Мужик на острове огромен.
Здесь он один, без него генералы умрут с голоду,
а там таких миллионы, все готовы к услугам за грошовую плату
и даже без нее, в силу привычки, генетически.
Мужик гордится тем, что генералы "его, тунеядца, жаловали
и мужицким трудом не гнушалися! ".
А ведь чаще всего генералы его называют "лежебокой",
"тунеядцем", "канальей".
Они не испытывают благодарности, такое положение вещей,
когда один приказывает, а другой беспрекословно подчиняется,
для них и для него естественное, привычное.
Мужик мог бы давно бросить генералов-помещиков,
оставить умирать с голоду, но в силу врожденной рабской
психологии и мягкосердечия не может этого сделать.
Получается замкнутый круг.
Разрубить его может только третья сторона - т. е. власть.
Но Вы знаете, что сделала она это только в 1861
году и то- очень неумело.
В сказке "Дикий помещик" жизнь за счет народного труда
превратила помещика в паразита.
С исчезновением мужика наступают всяческие лишения,
после которых помещик превращается в дикого зверя.
Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель
основных материальных и духовных ценностей, опора государства.
Бессилие, полная зависимость дворянского сословия
от крестьянского приводит первых к деградации и
полному одичанию – физическому, интеллектуальному,
гражданскому, моральному.
Ничтожен помещик без мужика;
народ – источник не только материальных, но и духовных благ.
И что? Нам за тебя писать? ЁШКИН КОТ, совсем обленились люди!