Наталья
Наталья

Византийская иконопись

Когда сложился канон в византийской иконографии?
Что такое икона и как она создавалась?
Какие идеи воплощает иконопись?

АЧ
Андрей Чижиков

1. В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа, Богоматери, святых и пр. целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда - главные канонические требования к иконографии. образы на иконах должны подчеркивать их «духовный» , неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие. поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными. икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени.

2. Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает в переводе «изображение» , «образ» . Иконы как живописные изображения богов и святых распространены не во всех религиях, а лишь в православии, католическом христианстве и буддизме. В христианской религии на иконах изображают Иисуса Христа, Богоматерь и святых. Икона – предмет культового назначения; она рассматривается церковью не как картина и не как портретное изображение божества, но как священный символ этого божества, помогающий духовному проникновению в сверхъестественный мир. Верующий должен знать, что он поклоняется не иконе (т. е. не доске, расписанной красками) , а Богу, изображенному на ней. Созерцание иконы – это не любование искусством художника, это акт молитвы, обращения к Богу. Икона (образ) для верующего человека является как бы окном в Божие Царствие.
http://www.kakprosto.ru/kak-79855-chto-takoe-ikona

3. Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты.

ЛД
Лена Дмитренко

спасибо огромное

Похожие вопросы
византийская империя пережила Западную римскую почти на 1000 лет ??
Чем прославились византийские мастера?
Что означает основной цвет фона византийских мозаик ?
искусство византийской мозаики4
В каком году и почему Византийская империя пала под натиском турок-османов?
Особеннсти искусства Византии. Архитектура и иконопись. Архитектура и иконопись.
Чем отличались древнерусские храмы от византийских?
Используются ли части византийского костюма в наше время???
византийский монах создатель стройной теории иконописи систематизации церковных богослужений
Иконопись изображена на ...Фреска изображена на ...Мозаика изображение из чего ...