После распада Римской империи в IV в. Византия на правах правопреемницы традиций сохранила дух и принципы римских мозаик. Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества.
Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет. Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов. Здесь отделывают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, выкладывая смальтой колоссальные площади. Вероятно поэтому трактовка образов утратила волнующую реалистичность, она стала более условной. Мозаичные картины Византии изображали христианских святых, чьи образы были малоизвестны и неконкретны в сравнении с их делами. Если мастера античности копировали окружающую действительность, то византийские мастера моделировали свой мир по схожести с реальным.
В Византии мозаика превратилась в имперскую технику. Предназначение мозаики определяло и размеры изображений, и монументальность композиций, и характер кладки. Бархатистость и живая неровность византийской кладки были рассчитаны на восприятие изображения с большого расстояния. Выдающиеся образцы искусства мозаики можно увидеть в византийских церквях.
Византийские мозаики – это преимущественно монументальные полотна, украшающие купола, ниши и стены, составляющие храмовые пространства с объемами в сотни и тысячи квадратных метров .
Стены и своды некоторых храмов почти полностью были покрыты мозаикой. → далее
ещё статья
коротко можно