Известный мастер плакатной продукции 20-х годов Л. Лисицкий рождение уникального плаката объяснит следующим образом: "В нашем молодом поколении художников за время революции скопилась скрытая энергия, которая ждала только больших заказов от народа, чтобы проявить себя. Аудиторией стала широкая масса, масса полуграмотных. Революция провела у нас колоссальную просветительскую и пропагандистскую работу. Традиционная книга была разорвана на отдельные страницы, в сто раз увеличена, более красочно расписана и как плакат вывешена на улицу: Из-за недостатка печатных средств, а также из-за спешки нормализованная лапидарная ручная работа была самой подходящей и благородной для простого механического размножения". Да, плакаты в это время размножались трафаретным способом на бумаге, картоне, фанере. Язык этих плакатов был предельно лаконичен, лапидарен (как,например, в плакате В.Лебедева Петроград-1920 г.), и размножались они быстро, вручную и, разумеется, в малом количестве, но они оперативно заполняли существующий вакуум в информации. Достаточно вспомнить Окна РОСТа, созданные Б. Маяковским, шершавый язык плаката которого стал эквивалентом времени. Эти Окна своими раскадровками, обилием разъяснительного текста и были призваны доносить до малограмотного населения доходчиво и просто насущные задачи текущего момента. Б отсутствие производства тиражирования плакатной продукции значение Окон РОСТа, трудно переоценить.
Новаторские достижения плакатной графики 20-х годов были настолько оригинальны и так органично вписывались в уличную среду, что в последствии превратились в некий эталон целесообразности и вкуса. Другими словами, была открыта закономерность между содержанием плаката, его стилистикой и, что очень важно, средой обитания, всегда неблагоприятной для изобразительного искусства и агрессивной. В этом легко убедиться, если представить расклеенными в ту пору на улицах работы В. Маяковского, М. Черемных, Л. Лисицкого, Д. Моора и всех тех, кто активно и успешно работал в плакате послереволюционных лет.
По теме