Откуда мы знаем, что такая духовная личность действительно существует?
О его существовании говорится в Библии. Там эта личность неоднократно называется по имени (52 раза Сатаной и 33 раза Дьяволом) . В Библии также записано свидетельство очевидца, который подтверждает, что Сатана существует. Кто этот очевидец? Иисус Христос, который до прихода на землю жил на небе. Когда он был на земле, он не раз говорил об этой злой личности, называя ее по имени (Луки 22:31; 10:18; Матф. 25:41).
То, что говорится в Библии о Сатане Дьяволе, имеет смысл. Зло, с которым сталкивается человечество, неизмеримо больше той злобы, на которую способны люди. В Библии объясняется, откуда появился Сатана и как он действует. Это объяснение помогает понять, почему, несмотря на желание большинства людей жить в мире, человечество на протяжении тысячелетий раздирают ненависть, жестокость и войны и почему все это достигло таких масштабов, что уже угрожает уничтожить человечество.
Если бы Дьявола не существовало, то людям не нужно было бы прислушиваться к тому, что говорится о нем в Библии, ведь это не принесло бы им ощутимой пользы. Однако такая польза есть. Многие из тех, кто раньше увлекались оккультизмом или были членами групп, занимающихся спиритизмом, рассказывают, что в то время они сильно мучились, потому что слышали «голоса» , исходившие из невидимых источников, были «одержимы» сверхчеловеческими существами и тому подобное. Когда же они узнавали, что говорится в Библии о Сатане и его демонах, применяли библейский совет прекратить занятия спиритизмом и в молитве искали помощи у Иеговы, они испытывали настоящее облегчение.
Верить в существование Сатаны не означает представлять его существом с рогами, хвостом и вилами, которое жарит людей в огненном аду. В Библии нет такого описания Сатаны. Так изображали Сатану средневековые художники, на которых повлияло описание мифологического греческого бога Пана и первая часть «Божественной комедии» итальянского поэта Данте Алигьери, озаглавленная «Ад» . В Библии нет учения об огненном аде. В ней ясно говорится, что «мертвые ничего не знают» (Эккл. 9:5).
Может быть, Сатана — это просто зло в людях?
В Иове 1:6—12 и 2:1—7 написано, что Иегова Бог разговаривал с Сатаной. Если бы Сатана был просто злом внутри кого-то, то в этом случае это зло было бы в Иегове. Но это противоречит Библии, где об Иегове говорится как о том, в ком «нет неправедности» (Пс. 92:15; Отк. 4:8). Интересно, что в книге Иов в еврейском тексте используется выражение хас Сата? н (слово «Сатана» с определенным артиклем) . Это показывает, что речь идет о том, кто является главным противником Бога. (Смотри также сноску к Захарии 3:1, 2 в НМ с прим. , англ. )
В Луки 4:1—13 говорится, что Дьявол старался склонить Иисуса к тому, чтобы тот исполнял его приказания. В этом рассказе приводятся высказывания Дьявола и ответы Иисуса. Искушало ли Иисуса зло внутри него самого? Такой взгляд не согласуется с тем, что в Библии Иисус описывается как безгрешный человек (Евр. 7:26; 1 Пет. 2:22). Хотя в Иоанна 6:70 греческое слово диа? болос используется для описания плохого качества, которое развилось у Иуды Искариота, в Луки 4:3 используется выражение хо диа? болос (слово «Дьявол» с определенным артиклем) , которое указывает на конкретную личность.