«Господь сподобил меня на себе самом испытать истинно, а не во сне и
не в видении три геенские муки: первая — огня несветимого и негасимого
ничем более, чем лишь одной благодатию Духа Святого. Продолжалась эта
мука в течение трех суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не
сгорал. Со всего меня по шестнадцати или семнадцати раз в сутки снимали
эту геенскую сажу, что было видимо для всех. Престали эти муки лишь после
исповеди и причащения Святых Тайн Господних, молитвами архиепископа Антония
и заказанными им по всем сорока семи церквам воронежским и по всем монастырям
заздравными ектениями за болящего боярина раба Божия Николая.
Вторая мука в течение суток - тартара лютого геенского, так что огонь
не только не жег, но и согревать меня не мог (1).
По желанию его Высокопреосвященства я с полчаса держал руку над свечою,
и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже. Опыт сей удостоверительный
я записал на целом листе бумаги и к тому описанию мою руку, со свечною
сажей на ней, приложил. Но обе эти муки причащением давали мне возможность
хотя пить и есть, и спать немного мог при них, и видимы они были всем.
Но третья мука гееннская, хотя на полсуток еще уменьшилась, ибо продолжалась
только полтора суток и едва ли не более, но зато велик был ужас и страдание
от неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от нее! Исчезла она
тоже от исповеди и причащения Святых Тайн Господних. В этот раз сам архиепископ
Антоний из своих рук причащал меня оными. Эта мука была червя неусыпного
геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и высокопреосвященнейшего
Антония, не был виден, но я при этом не мог ни спать, ни есть, ни пить
ничего, потому что не только я весь сам был преисполнен этим наизлейшим
червем, который ползал во мне во всем, и неизъяснимо ужасно грыз всю мою
внутренность, и, выползая через рот, уши и нос, снова во внутренности
мои возвращался.
Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать. Я
по необходимости заявляю все это, ибо недаром подалось мне все это свыше
от Господа видение, да и не возможет кто подумать, что я дерзаю всуе Имя
Господне призывать. Нет! В день Страшного суда Господня Сам Он, Бог,
Помощник и Покровитель мой, засвидетельствует, что я не лгал на Него,
Господа, и на Его Божественного промысла деяние, во мне им совершенное» .
Вскоре после этого страшного и недоступного для обыкновенного человека
испытания Мотовилов имел видение своего покровителя, преподобного Серафима,
который утешил страдальца обещанием, что ему дано будет исцеление при
открытии мощей святителя Тихона Задонского и что до того времени вселившийся
в него бес уже не будет его так жестоко мучить.
Только через тридцать с лишком лет совершилось это событие, и Мотовилов
его дождался, дождался и исцеления по великой своей вере.
INET