каждый мелкий жест имеет значение и расшифровку... разными руками показывает кому когда вступать, левая динамику- громче -тише.. размах рук - регулирует громкость, высота рук кому обращен жест - подняты высоко руки - дальний ряд инструментов, средний - середина, низко руки - первые ряды.. обе руки показывают ритм, метр и размер... но больше правая...
Дирижёр просто для красоты стоит и палкой машет, для порядка. Музыканты на него даже не смотрят, они смотрят в партитуры. В дирижёры идут уже старые заслуженные музыканты, у которых слуха уже былого нет, пальцы уже утеряли былую ловкость, а списывать их жалко (да и травмирует это пожилого заслуженного человека) . Да и значимость бОльшую приобретают концерты, которыми "руководит" известный человек.
По жестам музыканты понимают, что от них хотят ...играть громче или тише, когда вступать, когда сделать паузу ...у них. конечно, все это в партитуре прописано, но с дирижером надежнее ...
тут важна и психологическая сторона. это как командир для отряда. мозг и воля команды. дирижёр имеет громадное значение для качественного (каждый дирижёр имеет ещё и свой "стиль/характер") исполнения муз. произведений. имхо
Это всё полная профанация. Дирижёр строит из себя большого командира, щёки надувает, гримасничает изобретательно, пальцы льёт волной — публике нрааавится, незамутнённым девушкам особо. А тем временем музыканты ориентируются только друг на друга, внезапными обманными движениями дирижёр пытается их сбить, но опытному хорошо сыгранному оркестру это не страшно. Бывает, случайно сложатся хорошо обстоятельства, удачная акустика в зале, концертмейстеры придут выспавшимися и собранными — и симфония прозвучит блестяще, а заслугу припишут дирижёру и все цветы вручат ему…
" музыканты смотрят в партитуры" ахах))) какие партитуры?)) )
Дирижер показывает, когда вступать, чтобы оркестр играли вместе, когда замедлять, ускорять, чтобы вместе закончить произведение, показывает все смены темпов, размер. Без дирижера конечно реально играть, если кто-то покажет начало и если это например вальс или марш, когда темп не меняется.
Короче, очень смешно было читать все это. Такое представление о дирижерском искусстве! Какое дилетантство, я поражаюсь. .
Роль дирижера, может, важнее, чем каждого отдельного музыканта. Всякий выпускник консерватории обязан уметь качественно читать с листа. Но не всякий читатель с листа смог бы выполнить хотя часть профессиональной дирижерской работы. Вся соль работы дирижера заключается в репетициях. Каждый музыкант - это характер, взгляд, мнение - и их нужно направить, да еще направить верно! А в хорошей партитуре есть где заблудиться. Практически стадо музыкантов нужно спаять в целое, - но не это главное. Главное же - трактовка, интерпретация. Дирижер видит произведение во всей целости своим невероятным взглядом, он чувствует все акценты, интонации, выравнивает динамику, ритм, синхронность, темп. Он заново создает произведение на репетиции, он оживляет бумагу и строчки. Он развивает мышление музыкантов не только, как музыкантов, но даже как людей. К выступлению самая колоссальная часть работы дирижера уже выполнена: он уже только выступает с триумфом. Но и тут без него нет никакой музыки: все условности и знаки, индивидуальные для каждой конкретной репетиции - все это нужно ему теперь воспроизвести. В итоге у нас есть десятки различных записей одного и того же произведения, которые горячо обсуждаются среди понимающих слушателей, которые критикуют и сами композиторы. Почитайте отзывы Шостаковича о исполнении 7 симфонии дирижером Тосканини (http://classic-online.ru/archive/?file_id=33391). Да, бывает, что дирижер наломает дров!
Почитайте о прослушивании Шнитке разных записей своего альтового концерта! Да что я распаляюсь - посмотрите на ютубе хотя одну репетицию оркестра - вы сами после этого еще больше скажете.
http://www.youtube.com/watch?v=Z-lk28_Mwys
http://www.youtube.com/watch?v=z3meX8xjkzQ