ТМ
Таня Морудова

Культура 2 половины XX века.

Елена
Елена

Возникает новая информационная культура, новые способы получения
информации, производственной и научной деятельности. Доступ к
информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для
стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к
системам связи индивид или группа лиц может получить информацию,
необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит
процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере
информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения.
Концепция «информационного общества» определила пути формирования
«материального тела» культуры конца XX в.

Информационная
революция ведет и к социальным последствиям – росту безработицы. Но
высокий уровень национального дохода позволяет в развитых странах
обеспечить безработным гарантию прожиточного «социального минимума» .
Новейшая
технология требует качественно нового работника – с солидным уровнем
общеобразовательной и профессиональной подготовок, без чего могут
возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее
разнообразие творческих специальностей и видов деятельности.
Интеллектуальная
жизнь человека состоит из двух культур – научной и художественной, они
должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим
фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искусство
образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге,
оценки добра и зла.
Сложные процессы происходят во второй половине
XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие
деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за
свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели
Л. Арагон, А. Камю, немецкие писатели А. Зегерс, В. Бредель, дважды был
ранен на фронте Э. Хемингуэй) . Осмысление происходящего и итогов войны,
ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало
важной темой мирового искусства.
В условиях «холодной войны»
усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая
сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение
культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре
(индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии) .
Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой
коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой
культуры и появления рок-музыки.
Во второй половине XX века возникла
разновидность критического реализма – неореализм. Неореалисты поставили
целью показ «разгримированной жизни» . Неореализм оказал влияние на
мировой кинематограф – творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея
Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке
проникнуты поздние произведения Э. Хемингуэя, особенно повесть-притча
«Старик и море» , за которую автор был удостоен Нобелевской премии.
Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены
лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» , «Мудрость
чудака» , «Гойя» .

Похожие вопросы
Как развивалась культура в США во 2-ой половине 20 века?
кризисные явления в культуре второй половины 16 века
Вопрос по русской культуре XX века.
художественная культура 2 половины 19 века
Вопросы по культуре России на рубеже XIX-XX веков. Помогите!
Какой вы себе представляете девушку периода XIX - XX ВЕКОВ?
Шедевры культуры 19 века
Культура XX века: деградация или расцвет?
культура второй половины 20го века
Что можете рассказать о спорте в 1 половине XX века?