Такой статистики нет.
Самообразование - это образование, получаемое самостоятельно, вне стен
какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная
индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке
и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами
(самоучками) были, напр. , археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор,
художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день
последним» , занялся С. , что привело его к мысли о необходимости создания
«Энциклопедии» . По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда
основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным)
образованием. Напр. , антрополог Франц Боас образовывался как физик; его
ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л. С.
Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности
дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893г. в
России возникли организации, ставящие своей целью содействие С. : в М. -
«Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа
для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для
самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна) , в СПб. - «Отдел для
содействия самообразованию при Педагогическом музее» .
Слабые стороны Самообразования: отсутствие руководства, обратной связи,
несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами:
преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из
организации школы непродуктивной тратой сил;
решаются (или не приобретают остроты) проблемы
индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения. Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации исамоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для
детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень
результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать
юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к
восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев
считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда
человек прощается со всеми школами.
Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же
учение проходит через всю жизнь человека (С. Л. Рубинштейн) . Самообразование -
самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его
потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое Самообразование становится
необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова)