Нина, другое имя -Настасья Павловна
(Имя Нина в драме является такой же маскарадной маской,
как и имена других персонажей драмы)
Судьба Н., лишь эскизно намеченная в пьесе.
Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание,
только вступающее в жизнь.
Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин,
одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце?
Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы
построить его счастье.
С образом Н. связан мир домашней интимной жизни,
дарующей Арбенину успокоение.
Однако сама Н. достаточно органично существует в салонном
Петербурге, в разомкнутом пространстве социальной жизни.
Н. посещает маскарад, причем тайно от Арбенина.
Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает
праздники," и блеск, и шум, и говор балов", и часто проводит
время на них допоздна.
Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится
жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.
В Н. есть (или возможны?) черты баронессы Штраль,
недаром же они близкие подруги.
Арбенин карает невинную жену.
Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести
превращение из романтической жертвы и мстителя в
заурядного убийцу.
"Ошибка" его зависит во многом от неверия в естественные
чувства, которые свойственны Нине и которые она сохранила
вопреки светскому окружению.
Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь,
доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов –
всё это образует характер, противостоящий Арбенину и
контрастный ему.
Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста.
Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы,
в глазах Арбенина в невинную жертву.
И всё потому, что НИна боится заглянуть в бездну души мужа.
Любовь для нее - реальная, бытовая жизнь.
Для Арбенина - это сакральное мистическое чувство.
И потому история с браслетом для Нины- пустяк, случай;
для Арбенина - судьба, честь, счастье.
Забитое существо, ограниченная социальными условиями и условностями личность, склонная к психическому мазохизму.