Казнь через распятие была хорошо известна евреям еще с глубокой древности. Этот вид казни употреблялся задолго до римлян другими народами, в том числе персами, египтянами, ассирийцами, греками, о чем есть многочисленные свидетельства античных авторов [3]. Сообщает об этом и Библия: так, согласно книге Эзры (6:11), в декрете царя Дария говорилось, что всякий человек, совершивший преступление против Храма и культа, «будет поднят и пригвожден (йитмехе) к бревну» , то есть распят. Здесь, по-видимому, речь идет о неевреях. Хорошо известно, что в римские времена и сами евреи многократно испытали на себе этот способ казни. Иосиф Флавий пишет, что сотни евреев были распяты на крестах во время гонений Антиоха Эпифана в 167–164 годах до н. э. (Древности, XII, 5:4). Многочисленные распятия евреев-инсургентов римлянами зафиксированы в период, предшествующий Иудейской войне (Древности, XVII, 10:10; XX, 5:2) и в ходе самой войны, о чем свидетельствует тот же Иосиф Флавий (Иудейская война, V, 11:1). Ну и, разумеется, главное свидетельство о практике распятий в Палестине в период римского правления — это евангельский рассказ о распятии Иисуса и двух разбойников. Только в IV веке император Константин отменил распятие как вид казни.
Кроме того, в позднейших еврейских источниках тала («вешать» ) используется взаимозаменяемо с еврейско-арамейским глаголом цалав («распинать») [8]. Не случайно в Септуагинте фраза из книги Эстер «повесьте (талу) [на дереве] » (Эстер, 7:9) переведена как «распните (стауротэто)» . И в Новом Завете глаголы стауроо («распинать» ) и креманнюми («вешать» ) используются взаимозаменяемо: в Евангелии от Луки об одном из разбойников, распятых вместе с Иисусом, говорится эйс де тон кремастентон («один из повешенных» ) (Лк. , 23:39). Слово «повесили» применено и к распятому Иисусу — в Деяниях (Деян., 10:39) и в Послании к Галатам (Гал. , 3:13).
Поэтому, когда в раввинистической литературе встречаются сообщения о казнях через повешение, не всегда легко понять, о каком именно наказании идет речь — повешении (распятии) живого человека или же выставлении трупа на всеобщее обозрение.
И наконец, евангельская тема крестных мук предстает в новом свете и еще раз обнаруживает всю абсурдность юдофобных клише — «народ-богоубийца» , «евреи, распявшие Христа» и т. п. , положивших начало христианскому антисемитизму. Если антисемитизм хотя бы частично может дрогнуть под напором историко-рационалистических опровержений (что совсем не очевидно) , то еврейская теология распятия могла бы сыграть в этом случае позитивную роль.
И опять мы уходим от главного, все выше сказанное относится ТОЛЬКО К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ И ИХ ДЕЯНИЯМ, ТАК ПРИ ЧЕМ ЖЕ ЗДЕСЬ МЫ СЛАВЯНЕ?! ,
Спасибо за внимание.