Московское аристократическое общество в комедии
представлено как общество, страшащееся всего нового,
прогрессивного, передового.
Любые изменения угрожают их личному благополучию,
привычному комфорту.
Фамусовское общество - это представители дворянства,
неплохо устроившиеся в жизни благодаря "покорности",
умению, где нужно подчиниться, где нужно угодить.
Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина выгода стоит на
первом месте, они готовы делать
что угодно, лишь бы угодить сильным мира сего.
Чацкий же такого отношения не приемлет, он желает служить
ради правого дела, а не лакействовать: "Служить бы рад,
прислуживаться тошно". Александр Чацкий романтический,
но в то же время дерзкий герой, не боится идти вразрез с
общепринятыми нормами и понятиями.
Молодой человек смело высказывает свое мнение,
не совпадающее устаревшими догмами фамусовского общества .
Фамусовское общество стремится подражать якобы более
передовой культуре Запада, пренебрегая
собственным языком, национальными традициями,
русской самобытностью.
Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи,
традиции, даже язык. Чацкий с иронией говорит, что в свете
"господствует смешенье языков: французского с
нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал,
на который ровняются представители фамусовского общества.
Сам Фамусов-
"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что
"дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных".
Только Чацкий выступает за истинное просвещение, а не
за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки,
числом поболе, ценою подешевле":
"Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний".
Чацкий призывает ценить человека за его нравственные качества,
широту ума. Фамусов и его единомышленники представление
о человеке составляют по тому, сколько у него крепостных
и каков его доход.
В фамусовском обществе мнение света важнее собственных
представлений о происходящем.
Чацкий выступает за свободу убеждений и слов.
Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было
неизбежным. Но он оказался в меньшинстве.
Его представления о жизни и чести ни в ком не нашли
поддержки. Общество изгнало его, признав сумасшедшим,
и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит
от ненавистного ему мира.
Чацкий - "Себе на уме".