Ничейная не в том смысле, что там оказываются те, кто не нашел места в науке и религии (для таких существует много чего и помимо философии) , а в том смысле, что в нее можно попасть (упасть, провалиться) с обеих сторон. Первое, что делают неудавшиеся ученые и впавшие в ересь богословы - они начинают философствовать. Сама же по себе философия, если смотреть на нее сквозь призму науки или религии, в качестве расположенной между ними и не принадлежащей ни одной из них территории, является непроницаемой зоной («черной дырой») . Ее нельзя освоить ни средствами науки, т. е. познать, ни средствами религии, т. е. вымолить.
Пожалуй, сколько существует философия, столько она и озабочена проблемой собственной самоидентификации. Абдусалам Гусейнов в своей статье “Философия между наукой и религией” (“Вопросы философии”, № вспоминает слова Бертрана Рассела: философия — ничейная земля, расположенная между наукой и теологией и подвергающаяся атакам с обеих сторон. Предложенный Расселом образ ярко иллюстрирует двуединую природу философии: подобно науке, она апеллирует к разуму и является особого рода знанием о мире; но в то же время она есть особого рода отношение к действительности, образ жизни, верование и дело аксиологического выбора, и это роднит ее с религией. Располагаясь между наукой и религией, пишет Гусейнов, философия соединяет начальные основы сущего с конечными целями человеческого существования, которые формируются в качестве нормативной программы. Путь этот — эволюционный, и сегодня, по мнению автора статьи, философия в очередной раз оказалась на распутье. С одной стороны, она осознала, что решение этико-аксиологических проблем не может быть делом одной лишь веры, оно требует опоры на знания и активную деятельность, с другой, — что и средства только познавательнотехнологического прогресса к такому решению не приведут. Искомого ответа нет ни в религиозной, ни в научной крайностях. Философия работает в промежутке между фактами науки и тайной откровения, необходимостью природы и мистикой жизни. Она — сугубо человеческое дело, и назначение ее заключается в том, чтобы в рамках социоприродной необходимости и сквозь нее прокладывать путь к предельным высотам нравственного совершенства. Сегодня, пишет Гусейнов, философия уже не может прятать себя, прикрываясь наукой, теологией, искусством. Она должна явиться обществу сама по себе — в полном сознании своей исключительной ответственности. Это, по мнению автора статьи, она сможет сделать, если вспомнит, что ответственна не просто за истину, а за такую истину, которая одновременно является долгом, то есть обозначает достойный путь жизни.
Первый автор бредит. второй прав отчасти. Философия помимо этических проблем решает проблемы науки, демаркации научного знания. Это методология научного познания в чистом виде