Здравствуйте, дорогие!
Оговорюсь сразу: «степень» своей «продвинутости» не демонстрирую, на «подвохе» не концентрируюсь (извините меня, пожалуйста, Галина (Чурсина)! И спасибо за вопрос!) – Пушкин обязывает.
Ответ – на тот случай, если это кого-то заинтересует…
Наверное, эта сказка А. С. Пушкина и кажется кому-то «апофеозом» женской жадности (каждый видит то, что хочет увидеть; любое мнение имеет место быть; например, есть и такое:
https://rgdn.info/kod_pushkina._ili_vzglyad_na_skazku_o_rybake_i_rybke ), но почему-то же сам автор назвал произведение не как-нибудь, а «сказкой» «о рыбаке (!) И рыбке»… Не о «старухе» – о «старике». Почему?..
Конечно, есть перекличка с фольклором, где о жадности (женской – в том числе!) – предостаточно. Но ведь перед нами – Пушкин! Неужели у него всё так однозначно?..
Давайте вспомним, о чём же – наш Пушкин?
Всё его творчество – о божественном (данном Богом) назначении человека И о существующей (реальной) человеческой практике, когда в созданной Богом Вселенной (в «космосе») – покой, гармония… А в центре – ЧЕЛОВЕК, с его страстями («хаос»).
Господь творил ДОБРО: от тьмы – к свету. И в этом – Истина.
Человек же забыл о своём предназначении, ушёл в мир своих эгоистических целей, не понимая, какое место занимают они в ОБЩЕЙ истине, – и в этом все его несчастья…
Итак, «Сказка о рыбаке и рыбке»: старуха, золотая рыбка…
А между ними – старик, «маятник» (есть желание – порассуждайте и об этом слове)… И его якобы поступательное движение, которое на самом деле оказывается кольцевым – замкнутым крУгом.
И старик – это не связующая нить между событиями (старуха – рыбка)! Он САМ и есть СОБЫТИЕ.
В неустанно-обречённом движении старика видится огромная беда, ОБЩАЯ драма…
Покорно шествуя от рыбки к старухе и обратно, он исполняет желания не царицы (!) – «своей (!) старухи», «своей (!) бабы (жены)».
Рабство старика не социальное – семейное, он САМ его и построил!
И угнетение здесь – равного – равным. А значит, виновны ОБА!
За свою СВОБОДУ человек отвечает сам!
Старик покорен, но НЕ слеп: в его осторожных полувопросах к старухе слышится ирония, своеобразное достоинство, чувство превосходства умного над неразумным (даже «грозной царице» (!) он «молвит»: – Ну, теперь твоя душенька довольна?»).
Покорность старика – орудие в руках Провидения: всё идёт своим чередом, всему своё время. Подобно маятнику, время отсчитывает, приближает неизбежное: старуха – корыто – вечное море.
И старик это предчувствует! В отличие от «своей» «проклятой бабы», которая не ведает, что конец близок.
Она даже не задумывается, с чем имеет дело: чем «выше» поднимается она, тем грознее «море» (тем неотвратимее восстанавливается справедливость)!
В тот момент, когда старуха возомнит себя всемогущей (!), наступит крах – свершится правосудие, наступит справедливость.
Не гибель – именно справедливость! Крах – только для старухи, горе – для старика; в мироздании же всё останется по-прежнему гармонично.
Перед нами – сказка-притча о материальном и ДУХОВНОМ, о преходящем (мирском) и ВЕЧНОМ (о Промысле Божьем).
Почему рыбка потворствовала старухе, исполняя её прихоти? – А история первого грехопадения?..
Зачем Бог посадил дерево познания добра и зла посреди (!) рая (Быт. 2: 9,16-17)?
Зачем сказал об этом человеку?
Почему Бог вообще допустил грехопадение человека?! –
Бог создал человека СВОБОДНЫМ: человек САМ должен ВЫБИРАТЬ между Добром и злом.
Человек САМ в ответе за каждое своё слово (действие)!
Об этом и «Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
(А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).
Божиих благословений!