
Рассказчик он был великолепный. Слушатели то замирали от любопытства, то покатывались со смеху, то с улыбкой качали головой: «Быть такого не может!..» Однако, несмотря на изрядную долю вымысла, кое что в этих историях соответствовало истине. Мы знаем, например, что барон действительно был на военной службе, что он многие годы жил в России, участвовал в сражениях со шведами и турками, был награжден за отменную храбрость, известен при дворе. Ну а если при этом барону было приятно и присочинить чуть-чуть, скажем, о своем близком знакомстве с турецким султаном, то, право, эта была такая невинная слабость! И слушатели, с восторгом внимавшие рассказчику, прощали ему выдумки: уж очень интересно умел Мюнхаузен сплетать быль с небылицей, очень уж убедительно придумывал он разные обстоятельства, так что не отличить, где правда, а где ложь.

До наших дней сохранился в Боденвердере и парк, и дом Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхаузена, есть там и знаменитый павильон, в котором рождались необычайные истории. В залах дома висят охотничьи трофеи, фамильные грамоты, оружие, даже собственный пистолет барона, с которым он хаживал будто бы один на один на медведя.. . Но все это, пожалуй, не привлекло бы таких огромных толп туристов, не вызвало бы такого интереса, не будь книжки.. . И не стоял бы перед музеем Мюнхаузена забавный памятник-фонтан, в центре которого среди водяных струй сам барон красуется на коне, у которого оторвана задняя часть.. . Памятник, конечно, возник гораздо позже времени жизни Мюнхаузена, возник как дань восхищения читателей великолепной книгой небылиц, главный герой которых — тот же самый барон, только «чуть-чуть» измененный, ставший всемирно известным литературным героем.

Ну а если даже всего этого не знать, любой, кто прочтет «Приключения барона Мюнхаузена» , пересказанные для детей на русском языке Корнеем Ивановичем Чуковским, наверняка поймет, что, конечно, ни лиса, выскочившая из шкуры, ни целый выводок уток, насаженных на одну веревку, ни конь, продолжавший, скакать как ни 'в чем не бывало без задней части тела, ни «волк, наизнанку» на самом деле не существовали, а были плодом фантазии. И книга покажется нам всем чудесной сказкой... 