Мы
Мыш

Что такое феминизм, в вашем понимании?

2072
194
0
Ответы
Алексей
Алексей

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса[1], всей полноты социальных прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин.

Феминизм как движение возник в XVIII веке; во время первой волны феминизма с XIX века по первую половину XX века борьба шла за достижение равноправия полов. Впоследствии, во время второй волны, акцент борьбы сместился на достижение фактического равенства женщин с мужчинами.[2] Особенно активизировался феминизм в конце 1960-х годов. В рамках феминизма существуют идеи экстремистской направленности.[3][4][5]

Появление феминизма, как теории, подготовлено следующими интеллектуальными течениями Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Милль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы чернокожих за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

Содержание [убрать]
1 История
1.1 О трёх «волнах» феминизма
1.2 Зарождение и предтечи феминизма
1.3 «Первая волна» феминизма
1.4 «Вторая волна» феминизма
1.4.1 «Освобождение женщин» в США
1.4.2 «Загадка женственности»
1.4.3 «Вторая волна» во Франции
1.5 «Третья волна» феминизма
2 Разновидности и идеологии феминизма
2.1 Краткое описание
2.2 Социалистический и марксистский феминизм
2.3 Радикальный феминизм
2.4 Либеральный феминизм
2.5 «Чёрный» феминизм
2.6 Постколониальный феминизм
3 Феминизм в искусстве
3.1 Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»
4 Влияние на западное общество
4.1 Гражданские права
4.2 Интеграция в общество
4.3 Влияние на язык
4.4 Влияние на мораль в образовании
4.5 Влияние на гетеросексуальные отношения
4.6 Влияние на религию
5 Мужчины и феминизм
6 Критика
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
История[править | править вики-текст]
Основная статья: История феминизма
О трёх «волнах» феминизма[править | править вики-текст]
Феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам[6].

Характерными чертами феминизма третьей волны является включение компонентов квир-теории, антирасизмa и интернационализма и дестигматизация женской сексуальности. В частности, отношение к порнографии, как к одному из способов эксплуатации женщин, характерное для второй волны, в третьей сменяется на более нейтральное. Наиболее видными представителями движения на сегодняшний день считаются Ребекка Уокер, Лили Тейлор, Наоми Вульф и другие.

Зарождение и предтечи феминизма[править | править вики-текст]
Основная статья: Протофеминизм
Одним из первых текстов содержащих утверждения о равенстве женщин и мужчин в контексте религиозных достижений является Тхеригатха, часть буддийского канона. Начало европейского феминизма принято датировать концом XVIII-го — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века. Среди активисток этого времени — София де Кондорсе.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

В Англии требование равных прав для женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792). Эта работа — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к феминистским произведениям.

См. также: Сара Мур Гримке, Хэрриет Хэнсон Робинсон, Маргарет Фуллер

«Первая волна» феминизма[править | править вики-текст]
Основная статья: Суфражизм
Началом организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого документа являлись Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреция Мотт.

В 1869 году английский либеральный философ Джон Стюарт Милль опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Вопрос о праве владения собственностью для женщин занимал достаточно большое место в женском движении. В 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин. Этот акт гарантировал женщине право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство над детьми, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены[7].

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Панкхерст (Emmeline Pankhurst) — она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage, 'право голоса'). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1903 году[8] Панкхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

В США в 1869 году были созданы две организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

В начале 1920-х годов в городе Вашингтон действовал Анти-флирт клуб, целью которого была защита женщин от нежелательного внимания со стороны мужчин.

См. также: Виктория Вудхолл, Тенесси Клафлин, Эрнестина Роуз, Соджернер Трут, Сьюзен Энтони, Знаменитая пятёрка, Джанет Рэнкин.

В России возникновение «женского вопроса» относят к переломному моменту поражения в Крымской войне[9]. Оформление женского движения в стране относят вследствие дискуссий о «женском вопросе», порождённых появившейся в 1857 г. статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», ставившей вопрос о новом воспитании женщин. К тому же времени относится крылатая фраза Д. И. Писарева «Женщина ни в чём не виновата»[10]. Он отмечал, что «мужчина гнетет женщину и клевещет на неё… постоянно обвиняет её в умственной неразвитости, в отсутствии тех или других высоких добродетелей, в наклонностях к тем или иным преступным слабостям…»[11]. Однако, как отмечают, существенных сдвигов в своем положении до Октябрьской революции женщинам добиться не удалось. Среди видных деятельниц дореволюционного женского движения в России выделяется Александра Калмыкова. См. также Высшие женские курсы.

«Вторая волна» феминизма[править | править вики-текст]
Основная статья: Вторая волна феминизма
«Вторая волна» относится к периоду феминистской деятельности с начала 1960-х до конца 1980-х годов. Исследователь Имельда Велехан предположила, что «вторая волна» была продолжением предыдущей фазы феминизма, включающей суфражисток в Великобритании и США[12]. «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и сейчас и сосуществует с тем, что называют «третьей волной» феминизма. Исследователь Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, в то время как «вторая волна» в основном касалась других вопросов равенства — таких, как ликвидация дискриминации[13].

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной»[14][15]. Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США[править | править вики-текст]
Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году, а в печати впервые появилась в 1966 году[16][17]. К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению[18]. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминистская теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году.

«Загадка женственности»[править | править вики-текст]
Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Как сказано в некрологе Фридан, опубликованном в журнале «The New York Times» в 2006 году, «Загадка женственности» «дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединенных Штатах и других странах мира» и «многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века»[19].

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей»[20].

«Вторая волна» во Франции[править | править вики-текст]
Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела»[21]. К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции[22], например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée, 1943) и «Мандарины» (Les Mandarins, 1954), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эту работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» — именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое[23].

1
0
Мы
Мыш

Спасибо.Прочитала с интересом.Многое узнала.

1
Алемжан
Алемжан

Феминизм знаете ли возникал с очень даже правильных и необходимых посылов.В их недоделанной демократичной Америке женщины получали (и вроде до сих пор это не искоренено полностью) зарплату меньшую чем мужчины даже если работали на одном и том же предприятии и на абсолютно одинаковых должностях или рабочих местах.Вот на нашем постсоветском пространстве,хотя бы сейчас,наоборот,в среднем выгоднее работать на "женских" работах чем на "мужских" ,ну,с небольшими оговорками.А вот у них была такая очевидная несправедливость.И феминизм возник только для того,чтобы уравнять зарплаты по половому признаку,ну,а потом до кучи прибавились и другие права,а сейчас уже и вовсе исконные источники феминизма замылились,затерялись

2
0
Мы
Мыш

Сейчас многими это понимается как мужененавистничество.

1
Алемжан
Алемжан

Не удивительно.Люди всегда торопились с выводами.Люди ошибаются и в более простых вещах,а в этом то уж грех винить их.

1
Александр Гусев
Александр Гусев

То, что, как бы, завоевали женщины. Женский футбол, женский хоккей, женский бокс, женская тяжёлая атлетика. Кроме того, безудержное стремление делать карьеру в ущерб семье. Это всё - чушь и глупость. Женщина по своей природе - хранительница семейного очага. Добытчик - мужчина. 🙂

4
0
Мы
Мыш

это все только слова.Насчет добытчика.

1
Александр Гусев
Александр Гусев

Ну почему же так сразу. Есть масса семей, где именно так всё и обстоит. Например, моя семья, семья моего сына. Мы не миллионеры, но всего хватает. Жёны не работают, занимаются домом.

1
Мы
Мыш

Очень рада за вас.Но таких все меньше, к сожалению.

1
Александр Гусев
Александр Гусев

Да я много таких семей знаю. А вот где жёны усиленно занимаются карьерой, эти семь уже распались. Дети без отцов. Да и мать всё время работой занята. Растут - как трава. Они - лакомый кусок для различных сект, банд и т.п. Увы...

1
Сергей Богатов
Сергей Богатов

Бешенство женщин,которых обходит личная жизнь.Это лечится счастливым браком.Только одни женщины мужественно борются с одиночеством,другие устраивают напоказ истеричные флеш-мобы.До них еще и суфражистки были.Как о них у Конан Дойля-"Фурии,бьющие стекла".

6
0
Мы
Мыш

А если брак несчастливый? Такой вылечит?

1
Наташа ...( Ноябрьск)
Наташа ...( Ноябрьск)

как точно высказано......замечательно..

1
Сергей Богатов
Сергей Богатов

Несчастливый может только дать жизненный опыт.

1
Мы
Мыш

хм

1
Павел Мошин
Павел Мошин

в моем понимании - это борьба женщин за самоуважение и за достойное адекватное место в социуме - но с точки зрения мужского шовинизма (которая превосходно обоснована очень умными людьми) это всё плохо-плохо и добром не кончится - кому верить - хрен его знает

4
0
Мы
Мыш

спасибо.Очень мало вменяемых и неагрессивных (как Ваш) ответов на этот вопрос.

1
Павел Мошин
Павел Мошин

искренне постарался ответить

1
Мы
Мыш

🙂

1
Ли
Лифтёр

У нас в стране - это защитная реакция недолюбленных одиночек и разведенок на свою собственную неспособность создать и сохранить семью. Женщине из полной и дружной семьи и в голову не придет уподобляться "подругам" из серпентария.

3
0
Мы
Мыш

иногда просто мороз по коже когда думаешь что бедным женщинам приходится терпеть, чтобы сохранить эту самую дружную и полную семью...сколько унижений

1
Ли
Лифтёр

Это потому, что самый лучший и единственный мужчина деградирует в браке с ленивыми и распустившимися от безнаказанности женами. Относиться надо по-людски друг к другу.

1
Мы
Мыш

Правильно...бить их, смертным боем, чтоб не ленились и не распускались!!!!

1
Olesia Movchan
Olesia Movchan

Движение созданное для борьбы за права женщин давно, когда женщины были на ступень ниже мужчин... Не спрашивайте, было ли это нарушением положения вещей в природе, но наверное, у женщин были на то свои причины:))

1
0
Мы
Мыш

определенно.И сейчас есть.

1
АС
Александр Соломаха

Общественное движение, отстаивающее права женщин, но очень при слишком расширенном понимании этих прав и при агрессивном их декларировании превращается в женский шовинизм или в абсурд.

0
0
Олег Плохотник
Олег Плохотник

Движение против дискриминации женщин по половому признаку. По моему сегодня не очень актуально женщины во всех сферах .Но по моей профессии женщин нет много грязи и физического труда.

0
0
Дмитрий Коптяев
Дмитрий Коптяев

Международное движение ни куда. Которое привело к борьбе за эмансипацию. А дальше как у Шевчука, в песне: "Эмансипацией насилуют женьщин". И появлению вопросов: где настоящие мужчины?

2
0
Мы
Мыш

и где же они?

1
Дмитрий Коптяев
Дмитрий Коптяев

Вокруг Вас, если научиться их видеть, а для этого откинуть стереотипы.

1
Соловьев Максим
Соловьев Максим

мракобесная теория о гендерном превосходстве женщин...крайне радикальная,абсолютно тоталитарная и мерзкая..Одна из тех социомутаций с которыми борется весь цивилизованный мир...

0
0
Константин Александров
Константин Александров

Стремление женщин к равноправию в очень широком смысле этого слова. Как и всякое положительное движение имеет отрицательные, зачастую омерзительные, побочные течения.

0
0
Алексей Горталов
Алексей Горталов

Это больные тётеньки, которые раньше боролись за равенство возможностей с мужчинами, а когда поняли, что это ничего не даёт, стали бороться за равенство результатов

1
0
РЗ
Руфина Заинуллина

сомниваюсь

1
Fedor Shkenev
Fedor Shkenev

Безосновательное стремление женщин доказывать неизвестно кому-что они "не хуже" мужчин-приэтом напрочь забывая, что Природа создала нас разными-для разного...

2
0
Мы
Мыш

Это мужчины частенько забывают, а не женщины

1
Fedor Shkenev
Fedor Shkenev

Аааа...ну-ну...

1
ВИ
Владимир Илюхин

Это когда женщины хотят управлять миром, но не могут))) Без обид, я люблю женщин за другое, что они такое сделают, что мужчина в жизни не сможет сделать.

0
0
АБ
Андрей Брюханов

удовлетворение своей неполноценности.желание влавствовать хоть на время.быть выше сильнее всех это болезнь самоуверенноссть приводит к краху

0
0
Андрей Аникин
Андрей Аникин

устарел,большевики его то пропагандировали то так шибанули...колонтай до конца жизни страдала венерическими болезнями,видимо ваша фурия

2
0
Мы
Мыш

ваша? Чья?

1
Андрей Аникин
Андрей Аникин

феминизм уж извини

1
KK
Konstantin Kolosov

Просто мужиков стало мало, живут совсем немного, вот женщины и собираются в группы. По сути их гораздо больше, чем они себя сами считают.)))

3
0
Мы
Мыш

и куда же они все исчезли?))

1
KK
Konstantin Kolosov

Дохнут как мухи от алкоголя и курева

1
Мы
Мыш

даааа...

1
Шу
Шурик

это женщина, которая ещё недостаточно себя любит, поэтому любой мужчина желающий насладится её красотой, станет для неё конкурентом

0
0
Борис Русаков
Борис Русаков

Знаете, это когда оратор в праведном гневе входит в раж и начинает перегибать палку... Вот феминизм - это примерно то же самое.

0
0
Следующая страница
Другие вопросы
Суровый МатАн. Помогите. 1 курс.
Почему MTV Россия прекращает вещание в россии? Из-за чего?
Можно ли считать ее актуальной сегодня в России?
А почему Путин такой смешной?)
Длинные ответы не читаю вообще. А Вы? Терпения не хватает.
Почему в России есть всё а у нас в Украине ничего?? даже сало в России стало дешевле и вкусней ...чем унас
синие пятна на груди после брусьев или жим штанги ? проходят через 15 сек
Что делать если подросток упорно не подчиняется воспитанию?
как принемать гейнер Weider Mega Mass 2000 и когда ?
А вас уже не задолбали вопросы про Депардье?
А Рождество всех так "ведет",? понимаю, но что-то случилось, так и прЁт... на простоту общения...
говорят раньше в старину у лжи был противный запах и её(лож) можно было распознать. ? А сегодня столько пиз-ежа что уже
Здравствуйте, если ты родилась в Украине и паспорт Украинский то....
Найдите радиус вращающегося колеса, если линейная скорость точки, лежащей на ободе, в 2,5 раза больше линейной скорости
Хоть одному человеку нравится когда ему говорят о его недостатках? пусть даже самые близкие люди. !