В прошлом направление, как правило, совпадало с художественной эпохой. Это совпадение исчезает лишь с конца XIX в. в силу ускорения художественного процесса и нарастания напряженности идейно-эстетической борьбы в нем. Каковы же важнейшие направления искусства прошлого, по преимуществу совпадавшие с эпохами художественного развития? По этой проблеме в науке еще нет единой точки зрения.
Так, одни утверждают, что реализм возник в эпоху Возрождения, другие доказывают, что он детище XIX в. , третьи считают, что реализм извечен и что всякое подлинное искусство реалистично. Сторонники последней точки зрения ссылаются на то, что еще античное искусство было реалистическим. Однако, во-первых, это был реализм особого рода, и, во-вторых, в истории искусства имели самостоятельное значение и выдвигали свои специфические концепции мира барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм и другие художественные направления. Каждое из них нехет в себе свой тип художественной правды.
Античность объясняла мир мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно-фантастический взгляд на мир, содержавший в себе стихийную диалектику. Для мифологического реализма античности характерны героическая концепция человека, утверждение единства личности и общества, гармония внутреннего мира индивида (Эсхил, Софокл, Еврипид) . Древнегреческое искусство органично включало философские, религиозные, научные, моральные идеи. Античный герой активен, действен. Он меньше всего похож на «страдательную» личность, над которой господствует произвол истории или судьбы. Хотя он подчинен необходимости и порой даже не в силах предотвратить свою гибель, он борется, и только через свободное действие проявляется необходимость.