Почему по мнению Ломоносова религия и наука родные сестры? Получается Атеизм АНТИНАУЧЕН?
Будучи религиозным по своей натуре, Ломоносов отвергает стеснение одной сферы другой и настойчиво проводит идею мира между наукой и религией. «Неверно рассуждает математик, – замечает он, – если захочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии» . Ломоносову были чужды и даже противны наскоки на религию со стороны французских писателей и, наоборот, он относится с величайшим уважением к тем ученым, которые признавали бытие Божие. Известна его формула: «Испытание натуры трудно, однако, приятно, полезно, свято» . В этом признании «святости» свободного научного исследования и заключается основной тезис секуляризованной мысли: здесь работа мысли сама по себе признается «святой» . Это есть принцип «автономии» мысли как таковой – вне ее связи с другими силами духа.
Религиозный мир Ломоносова тоже очень интересен. В многочисленных поэтических произведениях на религиозные темы он следует исключительно Библии.
Любопытно отметить у Ломоносова религиозное неприятие ссылок на случайность:
О вы, которые всё....
Обыкли случаю приписывать слепому,
Уверьтесь... .
Что промысел Всевышнего господствует во всем.
Добавлено 1 год назад [ссылка появится после проверки модератором]
Добавлено 1 год назадЛомоносов сделал научное познание формою религиозного опыта. «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрствования на них вражду всклепнет» , - так ясно выразил он смысл своего научного мировоззрения. Постигая законы и гармонию мироздания, Ломоносов делал единственно разумный естественнонаучный вывод: «Скажите ж, коль велик Творец?» . И стоит вдуматься в само название оды, из которой взяты эти слова: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» . В «Утреннем размышлении о Божием величестве» поэт вдохновенно соединяет свои научные познания, воплощенные в мощном поэтическом образе, с религиозным благоговением перед величием Зиждителя и с молитвенной хвалою Его произволению.. .
Можно утверждать, что Ломоносов противостал в этих строках всей концепции европейского Просвещения, которое видело необходимость в насыщении и просвещении разума человека достижениями земной премудрости, добытыми собственными усилиями его. Научное знание виделось большинству просветителей самодостаточной силой, возвеличивающей человека и обожествляющей его, так что отпадает необходимость говорить о самом Творце.
Интересно, что Ломоносов поверял свои научные представления трудами святых отцов. Так, он со вниманием отнесся к рассуждениям Василия Великого о возможности многих миров.
Добавлено 1 год назадПоэтические создания Ломоносова поражают единством неколебимой веры в непостижимую мудрость Творца, совершенство Его творения и пламенной жажды знания, творчества, счастливого сознания силы и благотворности человеческого разума.
В науке Ломоносов видел помощницу и союзницу богословия в познании «премудрости и могущества Божия» , а понятие Божества включал в решение вопроса о конечных причинах возникновения мира.
«У многих, - писал он, - глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».