Угадайте: это было сказано о порядках в СССР или о царской империи и кем это было сказано? +
"Прочь! Гнушаюсь ваших уз!
Проклинаю процветающий ,
Всеберущий, всехватающий ,
Всеворующий союз !"
Еще вчера казалось, что к такому далекому прошлому возврата нет и не будет. Но Провидение распорядилось иначе, ниспослав нашему народу очередное тяжкое испытание, отбросив нас к эпохе первоначального накопления со всеми атрибутами «свободного» предпринимательства и процветания «рыцарей» наживы, сделав в мгновение ока актуальной и проблему «народных заступников» , способных противостоять всей этой «шайке.. . хищников смелых.. . Сколько было написано и наговорено на тему «Некрасов – наш современник» , а на поверку оказывается всё наоборот: не он, а мы в одночасье стали современниками поэта… Прочитайте заново Некрасова, не пожалеете. Вы увидите, куда, в какой мир мы возвращаемся и какая «славная жизнь» нас там ожидает. И может быть, впервые осознаете до конца, в какие исторические дали мы скатываемся. И захотите остановить попятное это движение, откажете в доверии тем, кто всеобщее процветание связывает напрямую с появлением у нас новых господ, и возьмете заботу о будущем страны в свои руки. Чтобы каждому, а не только новоиспеченным «героям времени» , жилось на Руси вольготно, счастливо, весело» …
Итак, поиски Некрасовым счастливого в «подлые» времена закончились безрезультатно. Увы, сегодня эти поиски опять не увенчались бы успехом. Если, конечно, не принять за счастливых тех, кто входит во « всеберущий, всехватающий, всеворующий союз », который вновь вернулся в Россию, казалось бы, из небытия. Но ведь они могут туда и вернуться. Какое же это счастье – всё время бояться за свое будущее, за будущее своих детей?..
«Некрасову удалось с большой художественной убедительностью показать начинавшийся разгул капиталистического хищничества в России. Почти за всеми персонажами сатиры угадываются реальные лица, известные в то время промышленные и финансовые тузы, именитые спекулянты, титулованные казнокрады. В этом и состоит особенность поэмы: в сатирических картинах клубной жизни автор соединил документальную основу с яркими гротескными характеристиками персонажей. Он выставил на позор худшие стороны отечественного капитализма, и сделал это в то время, когда многие его черты еще не обрисовались достаточно ясно».