Схи́ма (греч. σχημα – образ, внешний вид) – высшая ступень православного монашества. Она следует после рясофора и представляет собой более глубокую ступень отречения от мира.
Схима разделяется на малую и великую. Малая схима называется также мантия, поскольку монах получает право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую рясу. Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, нестяжания и девства, дарованием нового имени. Малосхимник облачен в параман, рясу, клобук, носит сандалии.
Схимой называется разновидность монашества, отличающаяся особо строгим воздержанием. Впервые схима была установлена на Шестом Вселенском соборе в 680 году. В отличие от обычного монашества, она предполагает полное одиночество. Схимники покидают свою келью только для участия в богослужении или отправления физиологических потребностей.
Правила перехода от монашества в схиму были приняты в начале IX века. Установили, что монах может перейти в схиму спустя четыре года после пострижения.
В православной церкви существуют два вида схимы: великая и малая. При пострижении в малую схиму монах не принимал дополнительных обетов. Он снимал традиционный клобук и вместо него облачался в куколь и параман или власяницу.
Обряд пострижения в великую схиму отличался особой торжественностью. В это время монаху присваивалось новое имя, он заново принимал все монашеские обеты. Считалось, что принявший великую схиму уподобляется отцам и учителям церкви. Поэтому составной частью обряда являлось крещение. Принятие великой схимы означало начало новой жизни. Монах отбрасывал весь пройденный путь и становился на прямую дорогу, ведущую в рай.
Вначале великую схиму принимали только монахи-мужчины. Лишь в XV веке в русской православной церкви ввели особый порядок (чин) пострижения женщин в великую схиму. Правда, женщин-монахинь не крестили вторично, а лишь совершали обряд омовения ног.