Гармоническое мышление. У него больше, чем у его предшественников, прослеживается аккордовая структура, хотя музыка полифонического склада. При жизни, кстати был мало известен, как композитор. Его сыновья были гораздо популярнее в то время, и благодаря ним во многом, кристаллизовались новые формы, но корни то идут к их отцу и учителю))
До Баха все кпавишные произведения исполнялись четырьмя пальцами. Большие пальцы обеих рук не использовались. Такая тогда была техника игры. Он первый начал использовать большие пальцы рук для игры на клавишных.
Музыкально-теоретическая мысль и творческая практика в течение ряда веков пытались разрешить проблему темперации. Между эпохой Возрождения и эпохой Баха лежит целая полоса этих попыток (Ланфранко, Кеплер, Декарт, Мерсенн, Фрескобальди, Свелинк, Булль, Пахельбель, Бухстехуде и другие).
В «Хорошо темперированном клавире» (1722) Бах выступил завершителем этих вековых исканий в теории и блистательно применил свое открытие на практике. Сочетая в себе знатока, превосходного конструктора инструментов и гениального художника-новатора, он написал свой цикл «Das wohl temperierte Klavier» для инструмента, где уменьшение каждой квинты приблизительно на 1/108 тона приводит к делению октавы на двенадцать равных полутонов. При таком строе акустически чисты только октавы, но неточность других интервалов столь мала, что практически не воспринимается на слух. Тем самым достигнут был энгармонизм и открылся путь к тому богатому, интенсивному модулированию, какое составляет одну из важнейших сторон баховского стиля.
Базируясь на трезвучия как на основной материал своей гармонии, Бах с размахом, тогда еще неслыханным, обратился к септаккордам. Эти созвучия, «вызывающие беспокойство» (Г. Ларош), составили наиболее подвижное и динамическое начало его гармонического языка.
Известно, что не Бах ввел в употребление уменьшенный септаккорд, его хорошо знали еще итальянские мастера XVII века и пользовались им, как гармоническим средством крайнего обострения экспрессии — «аккордом отчаяния» (della disperazione). Бах дал этому диссонансу гораздо более широкое применение. Естественно возникая из активного движения голосов, он усиливает мелодические кульминации, а в заключительных построениях иногда создает, если воспользоваться термином современного западного музыкознания, — «ретардации», то есть длительные запаздывания тоники. Они обладают свойством динамически нагнетать тонус и придают наступающему затем разрешению органичяейший характер «вздоха облегчения» или прояснения эмоционального колорита.
Но перейдем к модуляции, составляющей богатое гармоническое содержание баховских разработок, разработочных эпизодов или огромных интермедий его органных фуг. Мы находим у Баха постепенные, многократные модуляции в отдаленные степени родства, модуляции и отклонения через одноименную тональность, наконец, последование, в развитии которого Бах сыграл историческую роль, — энгармоническую модуляцию через уменьшенный септаккорд.
Насыщение клавирной музыки кантабильностью требовало и новых исполнительских приемов. Это привело Баха к реформе самой техники игры. Вместо обычного в его время использования трех пальцев - второго, третьего и четвертого - он вводит в употребление также первый и очень редко участвовавший в игре пятый. Кроме того, применявшуюся тогда систему перекрещивания пальцев (после третьего - второй, после четвертого - третий и т. п.) он дополняет, а подчас и заменяет системой подкладывания первого пальца под третий и четвертый. Эта новая аппликатура давала возможность продлить мелодическую линию.