МТ
Маргарита Тололаева

Какова судьба Миши Гордона - школьного товарища Юры? ("Доктор Живаго")?

Ирина Свирина
Ирина Свирина

Миша Гордон, будущий соученик и друг Юрия, впервые появляется на страницах одиннадцатилетним мальчиком, когда становится свидетелем самоубийства старшего Живаго.

“С тех пор, как он себя помнил, он не переставал удивляться, как это при одинаковости рук и ног и общности языка и привычек можно быть не тем, что все, и притом чем-то таким, что нравится немногим и чего не любят? Он не мог понять положения, при котором, если ты хуже других, ты не можешь приложить усилий, чтобы исправиться и стать лучше. Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя? Миша постепенно преисполнился презрения к взрослым, заварившим кашу, которую они не в силах расхлебать”.

Мальчик с раннего возраста понял, что евреем в России быть плохо. К взрослым мальчик относится с презрением, мечтает, что, когда станет взрослым, решит "еврейский вопрос" вместе с другими проблемами

Таковы мысли второклассника Миши Гордона .

Позже Гордон отказался от своих национальных корней. И он непременно должен убедить себя, что эти корни никакой ценности не представляют и держаться за них - ошибка, причем не только для него, но и для всех единородцев. Поэтому ко всем существительным, которые можно было бы сопроводить прилагательным “еврейские” (будь то долг, борьба или страдание) Гордон без долгих рассуждений и попыток обоснования привешивает определения “непонятный”, “ненужная”, “бессмысленное”. То же касается и веры. “Урожденный” христианин спокойно почитает святость обоих заветов как Ветхого, так и Нового, и может вполне веротерпимо и уважительно относиться к иудаизму: Бог-то один, а в каких формах ему поклоняться это вопрос в большой мере традиции. Но Гордон должен обосновать хотя бы для себя свой переход из одной религии в другую, превосходство второй над первой. И тут извлекаются на свет идеи, изобретенные христианским средневековьем, да позже выброшенные за ненадобностью и теологической сомнительностью: “Как могли они (евреи) дать уйти от себя душе такой поглощающей красоты и силы (речь, разумеется, о Христе и Христианстве) , как могли думать, что рядом с ее торжеством и воцарением они останутся в виде пустой оболочкиэтого чуда, им однажды сброшенной? ”

“Увлечение” христианством у Гордона доходит до того, что он собирается переводиться из университета в Духовную академию, и Живаго справедливо догадывается, что толкает его к этому пресловутое желание перестать “быть не тем, что все, и чего не любят”.

В зрелые годы старания Гордона “усредниться” увенчались, наконец, успехом. Автору, похоже, не хочется уже тратить место и краски на иллюстрирование этой печальной метаморфозы, и он просто “от себя” сообщает о гордоновском “неумении свободно мыслить” и “бедствии среднего вкуса, которое, хуже бедствия безвкусицы”.

Похожие вопросы
Доктор Живаго с найтли, как вам.
В школьной библиотеке на вопрос: У вас есть "Доктор Живаго"? ответили: А что он написал? Пастернака уже никто не знает?
Доктор Живаго. Расскажите на какой войне был Юрий Живаго, как он относится к этой войне? \ спасибо
Каково значение стихотворений Юрия Живаго в концепции романа Пастернака "Доктор Живаго"?
Как вам произведение Пастернака "Доктор Живаго? "
Что является главным в жизни для Юрия Живаго?
вопрос по книге Доктор Живаго
Скажите, известна ли судьба Катеньки из романа "Доктор Живаго"?
Кто и когда говорил такие слова? (из "Доктора Живаго".) (вн)
Кто из героев вновь появляется в эпилоге "Доктора Живаго", а кто исчезает с непроясненной судьбой?