Купание в проруби это языческий воинский обряд. Так славяне закаляли воинов. Купание в проруби имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло. Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб. Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста. Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру "крещения Христа в Иордане". Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей. Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову "крест" отношения не имеет. Русское слово "крещение" восходит к древнерусскому слову "крес", означающему "огонь" (корень как в слове "кресало" – огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово "крещение" означает "возжигание". Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте "возжечь" в человеке "искру божию", которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).