Направление в кондитерском деле, получившее развитие особенно с 20-х годов XIX в. и распространившееся затем во всей Европе, особенно в Германии, Польше, Прибалтике и в России. Для венской кондитерской школы было характерно применение легкого сдобного дрожжевого теста - слоеного крупным, "пушистым" слоем, а не тонким, хрустящим и суховатым, как во французской кондитерской школе. Другой отличительной чертой венского кондитерского мастерства было широкое использование молока и сливочного масла в тесте и взбитых сливок, масла - для приготовления кремов. Сочетание легких, воздушных кремов из сливок с пушистым тестом и черный кофе также со взбитыми сливками к этим изделиям принесли известность венским кондитерам. Венская кондитерская школа впервые заявила о себе в 1815 г. во время крупнейшего дипломатического события того времени - Венского конгресса, явившегося заключительным аккордом в разгроме наполеоновской Франции. Политическое унижение Франции было довершено своего рода кулинарной победой венских кондитеров, впервые рискнувших предложить сонму монархов и дипломатов всей Европы свой вариант кондитерской школы. Успех был полным и длительным - на целое столетие, вплоть до первой мировой войны, венское кондитерское направление стало доминирующим в странах Центральной и Восточной Европы. Отказ от бисквитов, окрашенных кремов, помпезных многоэтажных тортов был воспринят буржуазным потребителем как своеобразная демократизация кондитерских вкусов, как вызов французской вычурности и аристократизму, дороговизне кондитерских изделий. Венские кондитерские изделия менее вредны для здоровья, чем эти же изделия других направлений, где в большом количестве используются яйца, жиры и сахар (слоеное, песочное, бисквитное, масляное тесто) .Для изготовления их требуется больше времени и искусства, но в то же время они более дешевые. Изысканная выпечка – не изобретение нового времени. На протяжении многих столетий она является неотъемлемой частью нашей кухни, кульминацией праздника. У французов, законодателей сладкой моды, по этому поводу есть поговорка: «Лакомый кусочек – напоследок» . еще нашла ссылку на книгу: http://www.millionmenu.ru/rus/kitchen/facts/pbook105/И лист и противень заимствованы из французской кухни через немецкую. Лист, то есть прямоугольная металлическая пластина, без всяких рантов и загнутых краев, появился первым. Это было во второй половине XVIII века. Назывался он по? немецки «блех» , и на русский язык это слово вначале не переводилось, а называли его «бляха» , «бляшка» , «жестяная бляха» , ибо когда иностранные повара, не знавшие русского языка, говорили «блех» , то их русские крепостные ученики повторяли: «бляха» . Впоследствии, уже в начале XIX века, появилось слово «лист» , сокращенно обозначавшее «жестяной лист» , или лист жести. В это же время стали различать лист простой (железный, жестяной) для выпечки булочек, небольших сдоб, ватрушек, пирожков — всех изделий из дрожжевого и слоеного теста — и лист пирожный, или кондитерский (медный, луженый) , для выпечки печенья — песочного, сахарного, масляного и для других мелких кондитерских изделий. Скалки бывают разные. Монолитные — с одной или двумя ручками или так называемые русские скалки, сработанные из одного куска дерева, из одной «палки» , и скалки западноевропейские, вращающиеся вокруг стержня. Такие скалки требуют меньше физической энергии, ими легче работать, зато русские скалки надежнее, и ими можно вести практически любой вид раскатки, в то время как вращающиеся скалки больше подходят для дрожжевого, пышного теста, для мягкого — песочного и меньше для крутого — пресного.