для характеристики бреда имел значение не столько статистический набор синдромов, сколько выделение тех синдромов, при которых бред был наиболее развернутым. Мистическая фабула была наиболее раскрыта при параноидном и парафренном синдромах. Различные содержательные аспекты бредовой фабулы сопровождались соответствующими эмоциональными модуляциями.
Так, переживание близости или родственных отношений с Богом или с библейскими персонажами сопровождалось маниакальным, а встречи с бесовскими (демоническими) силами – депрессивным аффектами. При доминировании в структуре приступа чувственного бреда характерной особенностью аффективных проявлений было сочетание аффекта, в т. ч. и маниакального с тревогой, растерянностью, недоумением. На этапе бредового восприятия происходящее воспринималось загадочным, неопределенным, смутным, неотчетливым. Бредовые интерпретации, которые в начале были нестойки, неопределенны, постепенно трансформировались в бред значения, в котором собственно и выявлялась религиозно-мистическая тематика.
При смене бреда значения бредом интерметаморфозы в начале изменениям подвергалась окружающая обстановка. В дальнейшем возникали различные варианты ложных узнаваний: перевоплощениям в персонажей иного мира подвергались не только незнакомые, но и близкие родственники. На высоте психоза развивался антагонистический бред. Создавалось убеждение, что «бесовщина охватывает мир» и пациент находится в центре «борьбы между силами света и тьмы».